Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Автор: Евгений Капов, независимый журналист
Пятнадцать лет исполнилось Кохтла-Ярвескому центру снижения риска и оказания помощи наркозависимым людям «Аллиум» – первому в Эстонии. Коллектив этого НКО с 15-летием деятельности поздравили мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко, председатель горсобрания Рийна Иванова и председатель Совета Ида-Вируской Центральной больницы Валерий Корб, который полтора десятилетия назад инициировал организацию в Эстонии подобных центров.
Председатель горсобрания Кохтла-Ярве Рийна Иванова и председатель совета Ида-Вируской Центральной больницы Валерий Корб
В то время Валерий Корб был мэром города Кохтла-Ярве, который тогда по праву называли городом шахтеров и сланцехимиков. Как и во всей Эстонии, в этом рабочем городе у школ паслись наркоторговцы, пожсаживая моложедь на «кайф», полиция ловила лиц, употребляющих зель, а вот до торговцев у нее руки были коротки. А севшие на иглу молодые люди, получали передозировки, а с ними – путевки на тот свет, букет болезней, сопровождающих грязный прием наркотиков.
Мэр Кохтла-Ярве Людмила Янченко вручает благодарственное письмо города медсестре Елене Кузменко, работающей в центре «Аллиум» 13 лет
Сегодня многие горожане поняли необходимость работы таких организаций, фактически, сохраняющие жизнь зависимым, больным людям. А тогда… Только ленивый не укорял местные власти в том, что в городе, да еще рядом с детским домом чуть ли не легальный «наркопртон» открыли. Да, сюда приходили и приходят наркозависимые люди, которые здесь меняли шприцы, получали психологическую помощь, консультации, благодаря чему многие дольше пожили на этом свете.
Координатор «Аллиума» Вячеслав Акимов
Координатор «Аллиума» Вячеслав Акимов приводит цифры: в мае 2005 года услугами центра воспользовались 16 жителей Кохтла-Ярве. В феврале 2020 года в центр было нанесено более 1000 визитов. Чувствуете разницу?
Сюда, на улицу Эндла 4-а приходят люди разного возраста: примерно от 20 до 50 лет. Вот, например, несколько лет назад посетителем центра была женщина, которой где-то немногим за сорок. Она жила в социальном доме и совсем уже было отчаялась. Психологам ”Аллиума” удалось убедить ее в том, что она — не пропащий человек, помочь оформить все необходимые документы, получить муниципальное жилье и работу. У нее появилась возможность понемногу отдавать долги, которые у нее накопились.
После того, как официальные лица поздравили работников «Аллиума» с юбилеем центра, вручили им благодарственные письма и подарки, Вячеслав Акимов ответил на вопросы «Панорамы».
- С днем рождения. Вспомните, как «Аллиум» появился на свет?
- В то время большое распространение среди молодежи получила ВИЧ-инфекция. Специалисты выяснили, что смертельный вирус передается людьми, входящими в группы риска. Одна из этих групп – героиновые наркоманы, пользующиеся грязными шприцами. Горуправа Кохтла-Ярве выдвинула инициативу создания такого центра, который будет способствовать снижению риска. Ее поддержали Министерство социальных дел и Институт развития здоровья. Такой центр был создан в Кохтла-Ярве и еще трех городах Эстонии. Тогдашний мэр города Валерий Корб сделал так, что Кохтла-Ярве присоединился к движению города без наркотиков, что позволило изучать международный опыт профилактики наркомании и помощи наркозависимым людям
- Вячеслав, а какова тенденция развивается наркомании в нашем регионе?
- Как и во всем мире: она никуда не исчезает, а принимает какие-то новые формы. И в США, и в Европе количество зависимых людей не изменяется, оно примерно постоянно. Наркотики, алкоголь никуда не исчезли. Но у нас поначалу какая была концепция? Мол, мы сейчас всех облагодетельствуем, люди будут всем довольны и перестанут употреблять наркотики. Эти иллюзии быстро рассеялись. Стало понятно, что надо следовать рекомендациям Института развития здоровья, выработанным на основе международного опыта. Результат не заставил себя ждать: приток молодых людей в сферу потребления наркотиков – минимальный, а наркоманы стали жить дольше.
- А что случилось, если раньше, лет пятнадцать – двадцать назад из «каждого утюга» кричали на тему наркотиков, а теперь «в доме тихо стало»?
- Стабилизировалась работа. И по профилактике, и по оказанию помощи, в том числе, и по снижению рисков. По-другому начали действовать и силовые структуры. В частности, полиция не хватает сейчас всех людей с расширенными зрачками, а сосредотачивает свое внимание на наркоторговцах.
- А какие у вас отношения с родственными структурами?
- Сотрудничаем. Сотрудничаем со всеми, кто работает в этой сфере.
- И последний вопрос. Прежде только очень ленивый политик любого уровня и ориентации не спекулировал на теме предупреждения наркомании. А сейчас-то что случилось, раз деятели различной окраски замолчали по поводу борьбы с наркотиками?
- Я бы не сказал, что совсем замолчали. Перед очередными выборами захотел со мной встретиться один молодой «специалист широкого профиля», предлагал вместе побороться с наркотиками.
- Ну, и?...
- И я ему популярно объяснил, что эту деликатную работу негоже использовать для самопиара, тем более, если у человека нет ничего: ни знаний, ни опыта.
Фото автора