This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
18.10.2014 14:59:33 Игумения Филарета (Калачёва): Непослушание человека начинается с недоверия Богу (3)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


... можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании ...

Игумения Филарета (Калачёва): Непослушание человека начинается с недоверия БогуНа примерах истории Ветхого Завета можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании, или еще ужасней, когда непослушание для людей становится (стало) идеологией.

Как отметила глава действующего в Эстонии Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, игумения Филарета (Калачёва), непослушание человека начинается с недоверия Богу.

Своими мыслями Матушка поделилась на страницах очередного выпуска газеты «Мир Православия» - официального издания Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.

Игумения Филарета: Духовные корни непослушания

Послушание. Непослушание. Не правда ли, какие привычные, с детства знакомые слова! И, произнося их, мы не склонны задумываться над многообразием заложенного в них содержания. А ведь если говорить о послушании, то это несколько взаимосвязанных понятий.

Для нас как для людей, накрепко связавших свои жизни с Церковью, главное здесь - добродетель послушания с ее особенным, только в церковной и тем паче – монастырской жизни открывающимся смыслом. Без нее церковная дисциплина теряет свое спасительное значение, вырождаясь в мирское по духу явление (исполнительность или повиновение). Бывает, что и духовное окормление оказывается неполезным, а то и вредным, если в нем исчезает послушание как добродетель и возникает жесткий наставник, «младостарец», заслоняющий собой весь небосклон веры, в том числе – и образ Христа. Непослушание проявляемое в «домашней» церкви – жестко ломает судьбу не только детей, но и родителей, и наоборот, послушание основанное на любви и верности созидает и укрепляет семейные узы.

Так что же такое – непослушание?

Скажем так: или нравственный порок, или нарушение дисциплины, но прежде всего это грех. Попробуем хотя бы осмыслить, где начало этого пагубного и ядовитого для бессмертной души проявления – греха непослушания.

Божественное Откровение говорит нам о первом акте непослушания. Денница восстал на Бога и увлек за собой часть Ангелов, через гордыню отпавших от единства Божественной любви.

Затем грехопадение наших прародителей. Вспомним, с чего начинается их преслушание? С внутреннего, поначалу непроизвольного, недовольства заповедью, которое проскользнуло в ответе жены на лукавый вопрос змия (Быт. 3; 2–3). Не ради любви к Богу, не ради преданности Ему соблюдает она заповедь, а только из страха… После этого ответа нашей праматери диавол начинает прямо клеветать на Бога.
Подумаем: кому (Богу или мужу) она оказывает непослушание, вкушая от запретного плода, если заповедь была дана Адаму до ее создания, а от него она уже получила ее в качестве Священного Предания? Это непослушание Богу через мужа. Так и непослушание в церковных вопросах вышестоящему по иерархии лицу – это непослушание Богу через непослушание тому, кого Он поставил управлять.

Наша праматерь не убеждена в своей правоте, но не уверена ни в Боге, давшем заповедь, ни в муже, передавшем ее. Да и слова змия хотя и не были ею отвергнуты, но и приняты на веру тоже не были, как противоречащие тому, что она знала до сих пор. Однако ее сомнение уже само по себе греховно, потому что содержит недоверие Богу. Не находя для себя опоры, она ищет ее в себе самой и начинает рассматривать дерево познания добра и зла как бы «свободным от предрассудков взглядом».

Именно так: непослушание человека начинается с недоверия Богу. Однако одно лишь недоверие не может быть положено в основу жизни. И оно сменяется доверием себе как Богу; сомнение перерастает в безверие. Для такого рода безверия характерно не отрицание бытия Божия, но убеждение, что даже если Бог и есть, жить следует не по вере, не по заповедям Божиим, а по иному стандарту: по обычаям, своим законам и нравам.

Непослушание наших прародителей началось с посеянного диаволом сомнения, переросшего в недоверие Богу. Они не отрицают бытие Божие, но словно игнорируют его. Жена не обращается к Богу за советом, когда слышит богохульную клевету змия, когда не обнаруживает внешних признаков опасности в древе познания добра и зла. Она не спрашивает ни о чем и своего мужа, сообщившего ей Божию заповедь. Нет, она не отвергает мужа, не заявляет о непризнании его главенствующей роли; она просто пренебрегает богоустановленной супружеской иерархией. И он, Богом поставленный главенствовать над женой, иными словами - нести за нее ответственность, вместо того, чтобы вразумить и спасти ее, призвать в помощь Бога, или хотя бы спросить Его, как следует поступить – он тоже как бы не слышит своего Отца Небесного, не слышит Его заповеди.

И вот еще, что достойно внимания: первые явные последствия грехопадения, свидетельствующие об отпадении от Бога и видимым образом выразившиеся в исчезновении славы Божией, окружавшей тела наших прародителей, наступают лишь тогда, когда весь человеческий род в лице обоих наших прародителей отпадает от Бога (Быт. 3; 7). Пока жена сама вкусила плод, ничего еще не произошло катастрофичного, а вот, когда ее в грехе поддержал муж, тогда весь Человек пал.

Бог делает один шаг за другим навстречу человеку, предоставляя ему возможности свободного покаяния, но тот лукаво упорствует (Быт. 3; 8–13).

Наши прародители, мало того, что не каются в непослушании, они в нем еще и укореняются! Они уже не просто ослушники по немощи, и не всего лишь жертвы соблазна и обмана; теперь они не только пассивно уступают диавольскому соблазну, но усиленно противятся спасающему их Богу, противятся изнутри своего теперь уже падшего естества, потому что познанное ими зло изъязвило и замусорило неистребимый в них образ Божий. Они предпочли закоснеть в своем непослушании, а пусть ложный, но все же стыд сменился ропотом: «Жена, которую Ты мне дал…» (Быт. 3; 12).

Так зародилось и укоренилось в роде человеческом непослушание, богоборческая сущность которого остается на протяжении тысячелетий неизменной, меняются лишь внешние формы его проявления, средства прикрытия и способы оправдания.

Непослушание Каина от родительского отличается по форме и по степени зла. Мы здесь имеем в виду следующий этап развития порока, а не его, так сказать, превосходство. Основополагающий грех несравним ни с какими другими уже в силу своего первенства. Бог предостерегает Каина о «лежащем у дверей грехе» (Быт. 4; 6–7), но Каин, вместо того, чтобы властвовать над грехом, идет у него на поводу и совершает первое убийство. Корень – все то же непослушание, потому что любую, самую мощную страсть можно обуздать с Божией помощью; достаточно преклонить свое сердце под иго послушания… Однако Каин делает свой выбор.

Братоубийство тут – не только месть из зависти, но еще и богоборческое действие. Авель мешает Каину обустраивать землю изгнания; мешает самим своим существованием, он молчаливо обличает Каина в его богоборчестве. Авель послушливым устремлением своего сердца к Богу напоминает старшему брату об утраченном рае, о том, что единственный смысл их изгнания оттуда – восстановление богоподобного человеческого достоинства через покаяние в ожидании Того, Кто «сотрет главу змия» (Быт. 3; 15). Он неудобен своему старшему брату, мешает ему в созидании цивилизации, достижения которой должны возместить утраченное блаженство…

Каин – человек-символ мира, который «во зле лежит» (1 Ин. 5; 19) и во все времена гонит того, кто не от мира сего. Если он и обращается к Богу, то лишь ради мирских же благ и только такую «полезную» религиозность признает. Богоугодность служения Авеля обличает богопротивность сердечного устроения Каина. В мире Каина нет места Авелю.

На примерах истории Ветхого Завета можно сделать вывод, что духовный крах ожидает всякого, кто пытается построить жизнь на непослушании, или еще ужасней, когда непослушание для людей становится (стало) идеологией.



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
Разное

a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ

Проект «Правозащита в онлайн»

Обратите внимание
Блоги
Наши проекты

Кто есть кто?
Памятники Русской культуры в Эстонии. В мае 1919 года авторы «Декларации Эстонского Учредительного собрания о государственной самостоятельности и независимости Эстонии» нашли в себе смелость заявить: «Эстонский народ сознает, что этот шаг означает окончательный разрыв тех связей, которые соединяли его в течение нескольких столетий с русским государством». История наглядно показала, что это не так: связи сохранились и даже в какой-то мере упрочились, как, например, это произошло в сфере культуры.
Они сражались за Родину

Baltija.EU - Все новости в одной ленте

Интернет-портал BaltNews.ee

Яндекс.Метрика
Фонд Русский мир