This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
09.05.2020 11:14:00 Рафик Григорян: День Победы - это праздник или день траура? (3)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


Автор: Рафик Григорян, общественный деятель, глава Палаты представителей эстонских нацменьшинств

Рафик ГригорянДень Победы, введенный в 1965 году в ранг праздника, после распада Советского Союза незаметно превратился в День траура и поминовения павших. Если это День Победы, то почему нужно скорбеть, а не радоваться? В чем магическая особенность этой даты, которая у одних вызывает чувство радости, а у других - раздражение?

Любая победа обычно ассоциируется с успехом. Победа в мировой войне, достигнутая над смертоносным врагом человечества, – это успех всемирного масштаба.

Является ли 9 мая радостным днем? Это был безусловно радостный день, для всех тех, кто выжил. Это радостный день, для народов, занесенных нацистами в реестр – быть полностью или частично уничтоженными, для людей, чей род или генотип подлежал ликвидации. Это радостный день, для тех, кто осознает, что победа над гитлеровцами дала возможность миру продолжить свое существование. Это радостный день, поскольку кончились вызванные войной бесчисленные муки и страдания людей, как на фронте, так и в тылу. Во всем этом и заключена радость.

Можно ли считать День Победы – днем траура? Безусловно! С одной стороны, - это радостный день, а, с другой стороны, это праздник со слезами на глазах. Слезы радости и горя, слившись воедино говорят о том, что это необычный день. Наряду с радостью и весельем рука об руку идёт грусть – люди вспоминают об ужасах войны и о той жуткой цене, которую пришлось заплатить за победу в ней. Известно, что потери терзают людей больше, чем приобретения.

День Победы – это не только радость и горе, но и ответственность. Мы все несем ответственность перед своей памятью и совестью. Память – это то, что отличает человека от животного. Для одних – это ненужный багаж, а для других – окно в прошлое, поиски своей идентичности. Бывает так, что со временем память ослабевает или теряется, когда что-то происходит с психикой. Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – богатство. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки», - писал Дмитрий Лихачев.

Без памяти нет и совести. Совесть – это внутренний шлагбаум личности. Она дана нам, чтобы помнить и не забывать тех, кто сделал добро, проливал кровь за свою страну, за дом, за семью, за родных и близких.

День Победы – это проверка на наличие памяти и совести. Любая война – это испытание человека на прочность, она меняет облик людей, кто –то звереет, а кто-то остается в душе гуманистом. Но самое страшное – это люди с ампутированной совестью! Трудно понять тех чиновников и государственных мужей, которые отправляли калек, вернувшихся с войны, подальше от столицы и «центра» на Соловки или Валаам, чтобы не портить праздничный облик Москвы. Также трудно понять логику некоторых должностных лиц Эстонии, для которых «9 мая - это апофеоз большевистского ада», а георгиевская лента – «выражение русского великодержавного сознания».

Люди без совести – это нравственные калеки. Абхазцы говорят: «если человек забыл о совести, значит он умер». К сожалению, с годами таких не становится меньше. Сегодня появилось немало циников и прагматиков, которые не делают различий между теми, кто воевал на стороне добра и тех, кто был носителем зла.

Неприятно смотреть, как на фанфаронство казенных «патриотов», так и на истеричные вопли озабоченных племенных вождей, уводящих людей от правды о войне. Тем, кто смотрит на мировую войну через призму своего хутора, порой трудно охватить необъятные масштабы военных бедствий. Выдергивая из контекста мировой войны те или иные события или факты, имеющие прикладное значение, они делают неадекватные выводы.
Таким людям порой бывает трудно понять, что речь идет о мировой войне, в которой участвовало 70 из 74 существовавших на тот момент государств, что на фронтах в общей сложности воевало более 120 млн. человек. В военные действия оказались втянутыми 4/5 населения земного шара. Победа досталась большой ценной, по неполным данным погибло свыше 55 млн. человек, из них на долю СССР пришлось 27 млн. Каждые сутки на советско-германском фронте выбывало из строя 20869 человек. Из всех военнослужащих Красной армии и флота, призванных в действующую армию в 1941 году, на май 1945 года в живых осталось не более 2-3%, большая часть из которых стала инвалидами.
Победа в войне стала возможной благодаря сплочению многих народов и государств. 26 государств с разными политическими системами объединились в общую антигитлеровскую коалицию. Такова правда истории!

Но, как говорил Авраам Линкольн, «Правда остаётся правдой, ложь становится историей». Никакая трактовка войны не может увести людей от ответа на наболевшие вопросы. Как объяснить советским фронтовикам, почему побежденные немцы оказались в лучших материальных условиях, чем их победители? Как получилось, что победили одни, а плодами победы воспользовались другие? Почему немало людей в странах Восточной Европы, в том числе в некоторых бывших советских республиках, испытывают ненависть не к немецким оккупантам, а к русским освободителям? Кто и почему осуществляет героизацию нацизма и нацистских преступников? Эти и многие другие подобные вопросы еще ждут своих исследователей.

Любая война рано или поздно заканчивается мирным договором. 9 мая 1945 года – это первый день мира в Европе. Нынешний мировой порядок вырос из Второй мировой войны, его архитекторами стали страны - победители, одним из которых был Советский Союз. Это совершившийся факт и никакие хитросплетенные т.н. новые «аргументы» и «доказательства», свидетельствующие об обратном, не могут изменить ход истории. Советский воин воспринимался народами Европы как освободитель, а сейчас преподносится как «оккупант», который пытался насадить народам свою идеологию и ценности.

История – это то, что было, а не то, что есть или хочется, чтобы было. Историческая наука не признает экспериментов, исторические события можно имитировать, но не повторить. Недопустимо переносить бремя ответственности за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз, вынося за скобки деятельность других ведущих держав и в первую очередь нацистскую Германию.

В римском праве существует такое понятие, как «бремя доказывания» или «обязанность доказывания». Эта обязанность лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает. Если доказательства окажутся неубедительными, это будет означать, что у данного тезиса нет достаточного основания и никто не имеет права считать его истинным.
Нет убедительных доказательств тому, что СССР первым стремился напасть на Германию или хотел развязать мировую войну! От курса на мировую революцию Иосиф Сталин отказался еще задолго до войны, когда выдвинул концепцию о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Как отмечал немецкий политолог Александр Рар, «Пользоваться историей как оружием – некорректно, но увы, это происходит во всех государствах. Западные страны используют историю пакта, который они называют преступным, в том числе и для легализации расширения влияния НАТО на восток».

Поскольку в Германии и СССР действовали политические режимы тоталитарного типа, некоторые историки и политики делают ошибочный вывод, что они оба одинаково виноваты в развязывании мировой войны. Демократический режим сам по себе еще не является гарантией от авантюризма во внешней политике. Претензии на новый передел мира предъявил именно А. Гитлер, а его стремление к мировому господству, не нашло своевременного и адекватного отпора. К тому же, это гитлеровская Германия напала на СССР, а не наоборот.

Война – это конфликт интересов. Великими державами был нарушен баланс интересов, их внешняя политика оказалась однобокой. Важно отличить политический режим от политической системы. Политический режим — явление более подвижное, чем политическая система. Вторую мировую войну развязали нацистская Германия, фашистская Италия и милитаристская Япония и после своего поражения, они понесла заслуженное наказание от держав - победителей. Капиталистическая система была не менее агрессивной, чем социалистическая. Капитализм, как и социализм, может быть, как демократическим, так и авторитарным, и тоталитарным.

Мы живем в сложной системе мифов, и прежде всего мифов о роли личности в истории. Лев Николаевич Толстой утверждал, что великие люди, они – лишь «ярлыки, дающие наименование событию». Споры и разного рода заявления об одинаковой роли Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина в развязывании Второй мировой войны нелогичны. Сталин и Гитлер - это две совершенно различные по содержанию и масштабу личности и подводить их под общий знаменатель бессмысленно.

Главную роль в развязывании мировой войны сыграли завоевательные амбиции А. Гитлера, Б. Муссолини и их подельников, которых осудил Нюренбергский трибунал. Что же касается других лидеров, то на мой взгляд, равнодушная и попустительская политика У. Черчилля, Ф. Рузвельта, Э. Даладье, А. Чемберлена, а также просчеты И. Сталина позволили амбициям нацистов и фашистов реализоваться.

Политические титаны Европы явно не желали связывать себя обязательствами, они больше думали о меркантильных интересах своих государств, чем о судьбе Европы, мира и человечества в целом. Каждый лидер тянул одеяло на себя, пытался объегорить другого, в итоге - разгорелась мировая война. Поэтому нет смысла сегодня искать среди них «белых и пушистых».

Карл Маркс писал: «люди сами делают свою историю, но они делают ее не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые они не сами выбирали, а которые непосредственно имеются налицо». Гитлер начал свою завоевательную политику под флагом борьбы с коммунизмом, а Сталин, как отмечал Генри Киссинджер, «стремясь отклонить надвигающийся с запада нацистский шторм», в 1939 году «подписал договор о нейтралитете с Гитлером, разделив Северную и Восточную Европу на советскую и германскую сферы влияния».

История учит: авантюризм проявляют правители, но расплачиваться приходится народам. Уроки Второй мировой войны свидетельствуют:
• Нельзя обеспечить свою безопасность за счет безопасности других.
• Оптимальный путь обуздания агрессии – коллективная безопасность, объединение усилий, взаимопомощь всех стран.
• Мир неделим, как неделима и его безопасность. Чужого горя не бывает.
• Мировой порядок и, созданная по итогам войны ООН, позволили народам не допустить возникновение Третьей мировой войны.
• Ревизия истории Второй мировой войны и попытки пересмотра ее итогов, чреваты новыми расколами и конфликтами.
• Идеология фашизма, нацизма и расизма, признанные преступными и осужденные Нюрнбергским трибуналом, должна быть вне закона.
• Героизация нацистов и их пособников, а также любые проявления воинствующего национализма, расизма, терроризма и экстремизма должны быть исключены из жизни современного общества, как человеконенавистнические и опасные.
• Память о мировой войне и миллионах ее жертвах следует хранить и оберегать от клеветы и искажений.

Отношение ко Второй мировой войне – это не просто отношение к историческому прошлому, это еще вопрос мировоззрения и идентичности, на которой построен послевоенный мир. Сегодня, в обстановке информационной войны, происходит борьба мировоззрений, и история очень часто используется в качестве средства, для достижения своих политических интересов и целей. В реальности идет ревизия итогов Второй мировой войны для нового передела мира.

Распад социалистической системы и образование однополярного мира разрушили тот баланс сил, который был установлен после мировой войны. Это породило иллюзию победы у ряда стран Европы и прежде всего у США. По мнению американских политологов Э. Басевича и П. Бьюкинена, «США поддались напору чванства и тщеславия». Находясь в состоянии эйфории, они не заметили, как вперед вырвался коммунистический Китай. Сегодня уже многие страны ориентируются на него в качестве модели развития, а либеральная идея потеряла свою привлекательность.

Современный мир, как и в предвоенные годы, перегружен проблемами. К сожалению, на смену политическим титанам пришли карлики, которые запутались, потеряли ориентиры в мировой политике и не знают куда и с кем идти. Конфронтация стран возросла, а попытки нового передела мира, привели к усилению милитаризации и новой гонке вооружений.

Пандемия коронавируса встряхнула мир и заставила людей осознать, что мир един и все могут погибнуть, если не будут думать о коллективной безопасности. Она обострила старые проблемы и породила новые, поставила мир перед новыми вызовами. Ясно, что мир выйдет из пандемии уже другим, но это уже другая тема, требующая отдельного анализа.



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир