Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Задержанные недавно по подозрению во взяточничестве руководители эстонского госпредприятия «Таллинский порт» («Tallinna sadam») — Айн Кальюранд и Аллан Кийль — работали под двойной «крышей». Об этом на страницах популярного таллинского издания «Столица» сообщил обозреватель Виркко Лепассалу.
В.Лепассалу: Деньги Tallinna Sadam - в карман реформистов?
— Политики уже лет 15-20 назад начали изымать деньги из Таллиннского порта», - говорит предприниматель Юри Мыйз. – О коррупции в порту начали говорить 10 лет назад, отчего же только теперь дело выплыло наружу? Очевидно, Партия реформ пытается, принеся в жертву свои позиции в порту, предотвратить развал правящей коалиции.
Скандал разразился внезапно. «Вдруг» обнаружилось, что председатель правления акционерного общества Tallinna Sadam Айн Кальюранд брал взятки в сотни тысяч евро, а член правления Аллан Кийль – в миллионы. Совет порта, подавая в отставку, пытается, так сказать, выпустить пар и спасти от отставки министра экономики Кристена Михала.
Все эти годы порт был вотчиной реформистов. И все это время там творились сомнительные сделки. Политики правящей в Эстонии коалиции превратили порт в дойную корову. «Черные» деньги в полиэтиленовых пакетах переправлялись в политические круги годами. «Система поддержки», созданная более 15 лет назад еще при предыдущем руководстве Tallinna Sadam, предположительно, продолжала действовать и в недавнем прошлом при Айне Кальюранде и Аллане Кийле.
«Ты можешь находиться на этой должности лишь тогда, когда нравишься политикам, - резюмировал Юри Мыйз., - Это куда более опасное место, чем место руководителя Eesti Energia да и сам порт намного более политизирован, чем Eesti Energia. Назначение руководства порта – самая политическая акция в стране!»
Их крышевала партия Реформ
В СМИ появилась информация, что Кийля и Кальюранда подозревают, в числе прочего, и в том, что они втайне участвовали в предприятиях, оказывающих портовые услуги. Но знающие кухню транзитного бизнеса люди спрашивают, почему это преступление решили раскрыть только сейчас.
Транзитный бизнес как в большой степени связанный с Россией с первых лет восстановления независимости находится в зоне особого внимания КаПо. Вся подноготная этого сектора экономики до мелочей изучена как агентурой КаПо, так и т.н. кураторами транзитных бизнесменов, т.е. штатными офицерами спецслужб, которые регулярно пишут рапорты о происходящем в этой сфере.
Так что надо быть очень простодушным человеком, чтобы верить в то, что, находясь под таким колпаком, кто-то из руководителей порта мог бы вести свой частный бизнес без того, чтобы об этом знали кураторы, а через них – верхушка Партии реформ, от которой зависит назначение и пребывание в должности руководства порта.
Теоретически какая-нибудь отдельная взятка скромных размеров могла бы ускользнуть от внимания. Но не коррупционная система, в создании которой обвиняются Кальюранд и Кийль. СМИ сообщают, что эти деятели строили свою систему аж с 2009 года и сумели получить миллионы евро незаконных доходов. Так что существование такой системы просто не могло оставаться неизвестным с самого начала. Почему же тогда об этом заговорили публично только сейчас?
На предприятиях, занятых транзитным бизнесом, прекрасно знали, что над руководителями порта простерлась «крыша» из двух слоев: спецслужб и политиков. Так что творившиеся там сделки уже никого не удивят. «Если где-то кое-кто у нас порой...» и т.д., значит, на то есть воля вышестоящих лиц.
Гром среди ясного неба
Задержание руководителей Tallinna Sadam Айна Кальюранда и Аллана Кийля прогремело словно гром с ясного неба не только для общественности, но и для связанных с транзитным бизнесом и знающим его кухню лиц. Случай явно имеет политико-криминальную окраску. К тому же это очередной удар по экономике и бюджету Эстонии.
Руководитель Транзитной ассоциации Андрес Валгерист сообщил, что задержание Кальюранда и Кийля и подозрение, что они получали взятку от Baltic Maritime Logistics Group, Esteve Terminal и ряда других фирм, стало для него полной неожиданностью.
«Честно говоря, я тесно общался с Tallinna Sadam – и все равно не понимаю, что произошло, картина очень уж запутанная, - сказал Валгерист «Столице». – Плохо то, что помимо урона, нанесенного репутации транзитного сектора Эстонии, обезглавлено второе важное звено этого сектора, наряду с железной дорогой. И это в ситуации, когда наш товарооборот и без того очень усох».
Так что вопрос не только в том, кто в широком, политическом, смысле ответит за деяния Кальюранда и Кийля. Вопрос в том, какой ущерб нанесен транзитному бизнесу из-за того, что им руководят в узких интересах Партии реформ.
К ответу!
Первым поднял вопрос об ответственности Реформы за происходящее член Свободной партии Артур Тальвик, возглавляющий в Рийгикогу спецкомиссию по борьбе с коррупцией. Он без экивоков заявил, что за все, происходящее в порту, должны нести ответственность не только Кальюранд с Кийлем, но и руководство реформистов.
«Уже десять лет руководство Tallinna Sadam фактически подчинено контролю реформистов, - заявил Тальвик. – Большинство членов совета либо состоит в Партии реформ, либо тесно связано с ней. Даже если за данную сферу отвечает министр от другой партии, влияние «белок» несокрушимо».
В подтверждение слов Тальвика можно заметить, что все крупные проекты Tallinna Sadam, зачастую имевшие очень сомнительную экономическую ценность, были одобрены советом порта.
Нашелся честный человек и среди соцдемов. Урве Пало, ранее министр экономики, а впоследствии министр предпринимательства, заявила: «Последние десять лет совет Tallinna Sadam находился под контролем Партии реформ, большинство в нем составляли назначенцы этой партии. Большую часть времени руководство осуществлялось Нейнаром Сели».
Но быть честным человеком и состоять в СДПЭ почти так же трудно, как находиться в борделе и оставаться девственницей. Когда верхушка соцдемов приняла решение оставаться в правящей коалиции, Пало заявила: «Я испытывала очень серьезные сомнения по поводу партнерства с Партией реформ еще весной, но на данный момент чаша моего терпения переполнилась». Последней каплей, упавшей в эту чашу, стал скандал в Tallinna Sadam.
Пало подала в отставку с поста министра предпринимательства, а предприимчивый председатель СДПЭ Евгений Осиновский тут же заявил, что претендует на министерский портфель. Что его недвусмысленно характеризует!
Вопрос, отчего «органы» зашевелились только сейчас, тем более актуален, что госконтроль уже не раз обращался в прокуратуру с заявлениями о злоупотреблениях в порту. Но на это никто не реагировал, а миллионы продолжали улетать в трубу.
Злоупотребления касались, в частности, пресловутого реновирования 16-го и 17-го причалов, которое выкачало из государства немало денег. Гоcконтроль начал с представления в окружную прокуратуру, которая не стала возбуждать дела, так как не обнаружила состава преступления. Госконтроль подал новую жалобу тогдашнему госпрокурору Норману Аасу, но от этого ничего не изменилось.
Согласно аудиту, который провел госконтроль, тендером на строительство причала контейнерного терминала в Мууга порт нанес государству убыток в 2,42 млн евро. Кроме того, взявшая на себя строительство фирма KMG Inseneriehituse AS обманула государство на 29 млн крон, т.е. почти на 2 млн евро, представив счет за работы, которые от самой фирмы дополнительных расходов не потребовали.
Удивительное – рядом!
В числе наиболее удивительны афер – продажа причалов Пальяссааре меньше, чем за миллион евро, хотя их фактическая стоимость была около 7 миллионов.
Или строительство причала в Палдиски, обошедшееся почти в 25 миллионов, но оказавшееся совершенно бессмысленным. Или предоставление места оператора контейнерного терминала фирме Rail Garant и т.д.
В то же время строительные фирмы близкого к реформистам бизнесмена Тоомаса Лумана неплохо заработали на строительстве и госпоставках в порту. СМИ отмечали, что в 2003-2008 годах Eesti Ehitus получила минимум семь подрядов на госпоставки от порта. На тот же период приходится строительство причала для погрузки-разгрузки щебня в старом порту, стоившее тогда 83,3 млн крон.
Следует вспомнить и недавний случай с российской фирмой по производству удобрений «Акрон», которой позволили строить в порту терминал, отрезав кусок моря. Но земельный департамент наложил вето на сделку. Находящаяся под водой земля является государственной собственностью. Тогдашний госконтролер Михкель Овийр нашел в сделке признаки коррупции. Но ни полиция, ни прокуратура этим не заинтересовались.
Tallinna Sadam управляли из колыбели на Эмайыги
Этим перечень сомнительных сделок в порту не исчерпывается. Однако этого достаточно было, чтобы посадить любого руководителя порта на скамью подсудимых.
Однако закулисные вожжи, управлявшие Tallinna Sadam, уже долгое время тянулись из Тарту, из конторы Нейнара Сели. Уход Сели с поста руководителя совета порта в связи с очередным скандалом ничего не изменил. В прошлом сентябре совет под председательством Ремо Хольсмера вновь утвердил в должностях на пять лет нынешних арестантов Кальюранда и Кийля. Решение было принято единогласно, хотя на эти должности претендовали еще 17 кандидатов. Одновременно обоим повысили жалованье на 2500 евро, в результате чего Кальюранд ежемесячно получал 8800,а Кийль 8000 евро.
Все это опровергает уверения, будто этих деятелей уже давно взяли под наблюдение, и будто Министерство экономики знало о следствии в их отношении. Или в награду за нечестные сделки им прибавили зарплату? Если об их делишках знали, то почему не назначили руководить портом кого-то из 17 кандидатов, вместо того, чтобы создавать нынешний вакуум?
Щедрые пожертвования в кубышку реформистов
Если взглянуть на то, как щедро жертвовали связанные с портом деятели в кассу реформистов и в меньшей степени - IRL, многое станет ясным. Так, предприниматель-реформист и победитель в тендере на госпоставки Тоомас Луман жертвовал Партии реформ сотни тысяч евро. Чуть меньше давал член совета порта предприниматель Хиллар Тедер, не скупился и член совета Калев Лилло.
Все это позволяет думать, что разоблачение коррупции в порту было чисто политической акцией. Проворовавшихся деятелей время от времени надо приносить в жертву общественному мнению – такова тактика реформистов. Вспомним случаи с Вийолем, Оюланд, Галоян и пр. Обычно скандал затевается, чтобы, отдав под суд одного коррупционера, покрыть плотной дымовой завесой саму систему коррупции. И после ритуального «очищения» продолжать жульничать. А принесенных в жертву не жалко. Они не принадлежат к числу самых важных реформистов.