Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
…Я и в этот день не позабыла
горьких лет гонения и зла…(но)
… люблю тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в Венце Терновом,
с тёмной радугой над головой…
(г. Ленинград, Ольга Берггольц. июнь 1941)
Автор: Марина Оде (Слепчатова) - журналист, уроженка Хаапсалу (г.Санкт-Петербург, издание ИД СПб).
Путь в Эстонию
1918 год. Европу потрясали приходившие из России новости, одна другой тревожнее. Царь отказался от престола, власть перешла в руки Временного правительства под председательством князя Георгия Евгеньевича Львова, хорошо известного в дворянских кругах своей абсолютной честностью и благородством. И уже через несколько месяцев: «красный» террор - «умело использованная политическая ситуация для перепродажи» западным финансистам, «серым кардиналам», экономически заинтересованным в захвате влияния и абсолютной власти над лидером мировой промышленности: гигантской страны, не имеющей себе равных.
Полковник царской армии, дворянин по рождению, Ольшевский Михаил Алексеевич, несмотря на долетавшие из Петербурга слухи о переворотах, верно и преданно отслужив в Харбине до самого конца, возвращался домой. Известие о расстреле царской семьи, расформирование армии, приход Советов к власти – все отзывалось в душе чёрной болью и предвещало неизвестную, страшную перемену и в его жизни. Многие из товарищей – офицеров, побросав на произвол судьбы семьи, торопились покинуть страну через океан, в Америку. Михаил, напротив, спешил в Петербург, вернее, по-новому, в Петроград. Мать и младшие братья оставались в самом «сердце красного террора».
Предварительно отобрав, он тщательно сжёг все документы, доказывающие принадлежность к дворянскому сословию. Состряпав новые паспорта и новые биографии, русский офицер, доверившись друзьям-колчаковцам, спешно повёз семью назад в Сибирь, чтобы переждать, казалось, временные перемены, быть максимально полезным своему Отечеству и иметь возможность защитить близких.
Спустя много лет, в 1936 году, он, уже будучи в браке с Элизабетт Ламмертсон, предпримет очередную попытку эмигрировать в свободную Эстонию. Советы их не выпустят. Более того, черный ночной «воронок» не заставит себя ждать, и Ольшевский вскоре окажется в тюрьме, ожидая расстрела. Тут ему припомнят многое: непродолжительное командование Сибирским Округом уже в чине красного подполковника, когда репрессированные чуть ли не толпами выезжали из Сибири. Или председательство в исполкоме Новосибирска, когда для воров и взяточников наступили чёрные дни… Отдельно припомнят и брак на иностранке, и освобождение многих эстонских семей, их возвращение из Сибири домой.
В это время в Ленинграде родится его младшая дочь, Ольшевская Верочка. Возможно, это дало силы бывшему царскому офицеру не опустить руки, а искать выход и, все же, победить, выйдя на свободу. Жена и дети: старшая, приёмная дочь Ирочка (была найдена в Сибири больная девочка) и маленькая Верочка - в начале ленинградской фашистской блокады эвакуированы опять в Сибирь. Вспоминая то время, они рассказывали, как плакала от голода маленькая Верочка, как с огромным трудом получили, наконец, полагавшийся им офицерский паёк, и как дети гадали, что же это такое – «макароны» и мечтали, когда кончится война, вдоволь наесться, и верилось в это им с большим трудом.
И только через некоторое время после победы они выехали в Эстонию, ставшую к тому времени советской. Бывший дворянин, не уронивший ни при каких обстоятельствах честь русского мундира, Михаил Алексеевич Ольшевский, был назначен директором крупной организации в Хаапсалу, для Ирочки появилась возможность лечиться, а Верочка продолжила учёбу в шестом классе русской средней школы.
Путь в Школу
В послевоенное время дети, лишённые возможности учиться во время войны, опять садились за парты. В одном классе могли оказаться и десятилетние, и четырнадцатилетние подростки. Верочке, как и многим детям, блокада и война не прибавили здоровья. Она, хоть и имела возможность учиться, но пропустила по болезни целый год. Пришлось ещё раз пойти в свой шестой класс русской средней школы города Хаапсалу.
А в там вовсю кипела полным ключом своя, школьная жизнь. Тематические вечера, театральные постановки, оригинальные номера для выступлений, стенгазеты – все готовилось с такой радостью, что, казалось, дети, лишённые на долгое время детства, теперь навёрстывали упущенное с удвоенной силой.
Теперь время делилось на «до» и «после» войны. И в Хаапсалу, так же, выстраданное «после» - собирало и мирило всех, оставшихся в живых. Тут были и русские эмигранты, успевшие уехать из Красной России в «свободную» Эстонию, и военные беженцы, и освобождённые из фашистских лагерей бывшие пленные, и просто местные жители, и жены военных, участвующих ещё в первой мировой войне... В большинстве своём, это была русская интеллигенция, по духу и характеру своему она являла лучшее, что имелось в России, как в царской, так и в советской: благородство души, хорошее образование и воспитание, патриотизм. Конечно, такое общество не могло не оставить яркий отпечаток и на атмосфере единственной русской школы, некоторые преподаватели которой получили образование ещё в царской России.
И вот загадка русской школы в Хаапсалу: немало - просто знать классическую литературу, языки, математику и прочее, немало - уметь хорошо преподавать. Но было ещё что-то такое в самих преподавателях, в людях, которые заглянули в лицо смерти и победили фашизм: непререкаемая, выкристаллизовавшаяся сила духа, нравственная, ровная, взвешенная чистота убеждений и свет бесконечной радости победы, мира, жизни. Вероятно, приоритеты жизненных ценностей, акценты, все точки над «i» расположились в то, послевоенное время так, как они и были задуманы Мирозданием.
Эта особенная атмосфера «зажглась» в школе и уже не уходила долгие, долгие годы. Выпускники с пятидесятилетним стажем до сих пор помнят не только прекрасные знания, полученные во время учёбы, но именно духовный заряд и уяснённые приоритеты, раз и навсегда определив их отношение к жизни. Школа явилась, таким образом, особенным, «детским оазисом». И дети, даже лишённые по разным обстоятельствам родительского участия, любви и воспитания, получали здесь фундамент духовной мудрости, наполненной сильной, живой, здоровой энергетикой.
Возможно, что тепло и забота, которой так недоставало детям войны, теперь с удвоенной силой отдавались и взрослыми, и самими школьниками. Эти «пять хлебов» любви, заботы, желания жить, во что бы то ни стало, и жить обязательно счастливо – делились на всех, и «хлебов» становилось все больше, и больше, что «хватило на пять тысяч человек, и ещё осталось»…
Продолжение следует...