This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
07.11.2012 09:58:49 Мстислав Русаков: «Estland über alles» (15)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


В настоящий момент в Эстонии проживает примерно 98 тыс. лиц, не имеющих никакого гражданства

М.Русаков Известный в Эстонии юрист-правозащитник Мстислав Русаков отмечает, что среди проблем нарушения прав человека русскоязычного населения Эстонии можно выделить несколько основных групп: проблема массового безгражданства; структурная дискриминация неэстонцев на рынке труда; эстонизация русских школ; ненадлежащее исполнение российско-эстонских договоров, касающихся пенсионных прав соотечественников; ограничение доступа к правосудию; преследование инакомыслия; героизация нацизма; голод части населения.

Об этом говорится в подробной справке, подготовленной Мстиславом Рускаовым по просьбе редакции популярного у русской общины Эстонии интернет-портала «Балтия». Анализ ситуации правозащитник озаглавил: «Estland über alles». Итак:

Проблема безгражданства

В настоящий момент в Эстонии проживает примерно 98 тыс. лиц, не имеющих никакого гражданства, и столько же граждан России. Примерно 16% из всего населения Эстонии не имеют гражданства страны проживания. Всего неэстонского населения в Эстонии 31%.

Таким образом, около половины русскоговорящих жителей Эстонии лишены всей полноты политических и гражданских прав: они не могут работать на госслужбе, быть членами политических партий, не могут баллотироваться в депутаты местного и республиканского уровня, не могут выбирать депутатов эстонского парламента. В результате с момента обретения Эстонией независимости в 1991 году парламентское большинство состоит из правых националистических партий, которые опираются почти исключительно на этническое большинство, часто игнорируя законные права и интересы неэстонского населения.

Дискриминация русского населения на рынке труда

Наиболее острой проблемой, с которой стакивается большинство живущих в Эстонии русских, является этническая и языковая дискриминация. Она есть практически во всех сферах жизни, но особенно явственно проявляется на рынке труда: неэстонцев меньше среди начальников и специалистов верхнего звена; им нередко меньше платят за выполнение той же самой работы; безработица среди неэстонцев в среднем в два раза выше, чем среди эстонцев. Неравенство русских и других меньшинств на рынке труда по сравнению с эстонцами подтверждают и статистические исследования.

Дискриминации неэстонцев на рынке труда во многом способствуют официально установленные требования к владению эстонским языком, многие из которых являются явно завышенными. Любой работник или чиновник, не имеющий требуемой справки о знании языка, может быть уволен с работы, нередко освобождая тем самым место представителю титульный национальности. Точно также без требуемой категории никто не может быть принят на работу и занять руководящую должность.

Эстонизация русских школ

В советское время в Эстонии была отлаженная двуязычная система образования - русские и эстонские детские сады, школы, группы в вузах. С обретением Эстонией независимости образование на русском языке начали сворачивать. Начали с высшего - русских преподавателей выдавливали из вузов, сокращали количество групп на русском языке. Сейчас количество русских групп в государственных эстонских вузах очень мало; практически невозможно обучаться на русском языке на бюджетных местах.

В настоящее время в средних школах с русским языком обучения проходит реформа, заключающаяся в переводе последних (гимназических) классов средней школы преимущественно на эстонский язык обучения. Мотив при этом – повышение конкурентоспособности русской молодёжи, а также облегчение их доступа в вузы (работающие преимущественно на эстонском). Скрытый мотив – ассимиляция русских детей. Практика показывает, что национальная идентичность формируется главным образом в школе. Русские дети, попадая в эстонскую школу, заканчивают её эстонцами, нередко стесняясь своего происхождения.

В прошлом году 14 русских гимназий Таллина и Нарвы подали ходатайства о сохранении русского языка обучения Правительству Эстонии. Правительство Эстонии эти ходатайства не удовлетворило. На решение правительства муниципалитетами Таллина и Нарвы были поданы жалобы в суд. Однако суд также не удовлетворил жалобы, сославшись на то, что сохранение эстонского языка и национальной идентичности эстонцев является вопросом государственной важности, русские же школы несут угрозу этому благому делу.

Незадолго до решения суда Канцлер права Эстонии выступил с предложением к парламенту подвергнуть эстонизации не только муниципальные (государственные) школы, но и частные.

Ненадлежащее исполнение российско-эстонского пенсионного договора

14 июля 2011 года в Таллине был подписан Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. В соответствии с ч. 1 ст. 6 этого Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Применение этой статьи вызвало проблемы у проживающих в Эстонии соотечественников, которые служили в Советском Армии. Если служба происходила на территории России, то Российский пенсионный фонд учитывает этот период при начислении пенсии на основании Договора. Если же служба происходила за пределами России (в большинстве случаев в Эстонии), то этот стаж не учитывает ни Эстония, так как эстонское законодательство (за небольшим исключением) не предусматривает включение этих периодов в пенсионных стаж, ни Россия, так как служба проходила за её пределами. В итоге у достаточно большой группы российских соотечественников из пенсионного стажа выпадает значительный период (от 2 до 19 лет).

Не вызывает удивление тот факт, что при составлении и подписании Договора эстонская сторона могла иметь намерение не включать в пенсионный стаж службу в «Советской оккупационной армии», но трудно предположить, что подобное могло быть акцептировано со стороны России. По всей видимости, в данном случае эстонская сторона не совсем добросовестно применяет Договор. Иными словами, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Договора, при правильном толковании этого положения, Эстония обязана включать службу в Советской Армии в свой пенсионный стаж.

Ограничение доступа к правосудию

Судопроизводство в Эстонии на эстонском языке. Иски в суд, поданные на русском языке не принимаются. Вся нормативная база общедоступна в интернете, но она тоже только на государственном языке. Полезная для жителей правовая информация может содержаться также на сайтах государственных учреждений или общественных организаций. Но она тоже в большинстве своём на эстонском языке. Таким образом, треть населения Эстонии находятся за рамками правового информационного поля.

Проживающий в Эстонии носитель государственного языка может без обращения к адвокату сам написать иск в суд на родном языке и есть вероятность того, что он будет принят в производство. Он также может и вооружиться правовыми знаниями, почитав на родном языке законы. Более того, на ряде государственных сайтов он может получить бесплатную юридическую онлайн-консультацию.

Русский житель Эстонии, не владеющий эстонским языком как родным, практически всего этого лишён. Для получения любой, самой простой информации, он вынужден обращаться к юристу и платить деньги. И не малые деньги. Средняя рыночная цена консультации юриста составляет 75 евро. Положение ещё усугубляется тем, что уровень жизни русских в Эстонии значительно ниже, чем у эстонцев. В итоге большинству русских дешевле (выгодней) просто не знать о своих правах. Таким образом, их уровень доступа к правосудию стремится к нулю. Трудно реализовать или защитить право, о существовании которого неизвестно.

Например, в эстонском гражданском процессе есть упрощённое производство. Оно характеризуется тем, что, заполнив несложную форму в интернете можно потребовать через суд возвращение долга. При этом доказательства того, что долг действительно есть – минимальны. Это заявление об истребовании долга пересылается судом должнику, и он обязан в течение 15 дней сообщить о том, признаёт он долг или нет. Если должник заявит, что он не признаёт долг, то на этом упрощённое производство заканчивается. Кредитор при этом имеет право подать полноценный иск, но дело уже будет рассматриваться в обычном производстве, с судебным заседанием и доказыванием долга. В том же случае, если должник в течение 15 дней ничего не ответит, то считается, что он признал долг, и суд без рассмотрения дела по существу выносит соответствующее постановление, и должник уже будет иметь дело с судебными исполнителями.

Этот вид судопроизводства особенно «эффективен» против русских пенсионеров, имеющих задолженность по квартплате. Получив подобное письмо из суда, пенсионер не знает, что с ним делать. Эстонского языка он не знает. Эстонского гражданского процесса тем более. В итоге он две недели пребывает в депрессии, а на третью к нему уже может пожаловать судебный исполнитель. В данном же случае должнику достаточно хотя бы просто написать на соответствующей форме – «с долгом не согласен». Но он об этом не знает, так как находится вне информационного правового поля.

Однако в решение этого вопроса в последний год наметились некоторые положительные сдвиги. Благодаря недавно начавшему свою работу Фонду поддержки и защиты прав российских соотечественников Русский омбудсмен в Эстонии Сергей Середенко получил финансирование на перевод на русский язык эстонских нормативных актов и значимых судебных решений. Это позволит русскому населению узнать о своих правах. Также сейчас на рассмотрении Фонда находится моя заявка на проект бесплатных юридических онлайн-консультаций.

Преследование инакомыслия

Низкая активность русской общины Эстонии обусловлена тем, что у её активистов нет никаких гарантий безопасности. Более того, этих гарантий нет также и у их семей и родственников.

В Эстонии сформировалась традиция писать об инакомыслящих в ежегодных отчётах Охранной полиции в разделе «защита конституционного строя». Они находятся в открытом доступе. Лица, попавшие туда, становятся изгоями. У них останавливаются карьеры, их увольняют с работы, с ними прекращают контракты, им разрушают бизнес. Ни один эстонский работодатель не возьмёт к себе на работу человека «засветившегося» в этом отчёте. Не брать таких на работу воспринимается как патриотический долг и посильное участие в защите конституционного строя Эстонии.

Приведём примеры. У успешного журналиста и главного редактора наиболее популярной русской газеты «Молодёжь Эстонии» карьера закончилась сразу же после того, как в ежегодник Охранной полиции попала его фотография, на которой он был снят вместе с сотрудником российского посольства. В предпоследнем отчёте в пророссийскости обвинили известного режиссёра Олега Беседина. Эстонское телевидение сразу же прекратило с ним контракт. В последнем отчёте «под раздачу» попал профессор права Таллинского университета евроскептик Ивар Райг. Его вина заключается в том, что он дал интервью российского телеканалу Russia Today. Ивар Райг уже пожинает плоды своей «популярности»: дисциплинированные эстонские студенты отказываются ходить на его лекции.

Особо стоит сказать о «Ночном дозоре», организации созданной для охраны памятника советским воинам-освободителям в Таллине («бронзового солдата»). Активисты «Ночного дозора» до начала их преследований со стороны государства были вполне успешными людьми. У кого-то была высокооплачиваемая работа, у кого-то свой бизнес, школьник Марк Сирык шёл на «золотую» медаль.

После того как они были объявлены «врагами народа» и «экстремистами» они потеряли всё. У Ларисы Нещадимовой был свой книжный магазин. Параллельно она работала журналисткой. После событий 2007 года её статьи уже не брали ни в одно издание. Бизнесом заинтересовались налоговые службы, после чего он был закрыт. Устроиться куда-то даже на самую простую работу (уборщицей, посудомойкой) тоже не представлялось возможным. Максимум через неделю с работодателем связывался работник охранной полиции и настоятельно рекомендовал прекратить трудовые отношения. В конфликт с охранной полицией из работодателей никто вступать не захотел.

Те же проблемы были и у Марка Сирыка. Он не мог работать в Эстонии даже грузчиком. Помимо этого к Ларисе Нещадимовой чуть ли не была представлена патрульная полицейская машина, которая штрафовала её за малейшее нарушение правил дорожного движения.

Дозоровцам Дмитрию Линтеру и Максиму Реве были созданы такие жёсткие экономические условия, что они были вынуждены уехать в Россию. Найти работу в Эстонии они по определению не могли. Точно также в мае 2007 года с работы был уволен Юрий Журавлёв. На другую работу его никто взять не рискнул.

Помимо этого почти при каждом пересечении границы с Россией Дмитрий Линтер подвергается личному досмотру. Также есть основания предполагать, что за ним установлена слежка. В поездках его сопровождают «тёмные» личности, а на дорогах подозрительные автомобили с фальшивыми номерами. Возникают проблемы и у родственников активистов.

Сейчас появился новый объект для преследований – Совет русских школ.

Миф об оккупации и героизация нацизма

Если в середине 90-х тема «советской оккупации» муссировалась в основном ультранационалистическими эстонскими кругами, то с начала 2000-х «вера в оккупацию» стала общим местом и частью государственной идеологии. Вполне вероятно, что «оккупация» Эстонии - это коммерческий проект, целью которого является истребование от России, как правопреемницы СССР, «компенсации за оккупацию». При этом голубой мечтой правящей эстонской элиты является приравнивание «оккупации» к Холокосту. Особенно цинично это выглядит на фоне того, что главные «жертвы оккупации» - эстонские нацистские преступники – были непосредственными участниками этого Холокоста.

Миф об «оккупации» также даёт моральное обоснование для массовой дискриминации русских. Как иначе можно относиться к «оккупантам»? Эстонское правительство не стесняется использовать подобное обоснование и на международном уровне. В деле Европейского суда по правам человека Tarkoev and Others v. Estonia, которое касалось отказа Эстонии выплачивать российским военным пенсионерам гражданской эстонской пенсии за гражданский стаж, Правительство Эстонии в своём ответе на жалобу заявило, что российские военные пенсионеры в активном возрасте служили в армии страны оккупировавшей Эстонию и принёсшей боль и страдание на её землю. Поэтому любое самое негативное отношение к этим людям было бы оправдано, и Эстония относится к ним гораздо лучше, чем они того заслуживают.

Но если есть «оккупация» и «оккупанты», то должны быть и герои, которые с этой «оккупацией» боролись. И таковыми героями пытаются сделать эстонцев, воевавших на стороне фашистской Германии против Советского Союза. Офицерам немецкой армии – эстонцам воздвигаются памятники. Каждый год в Синнимяэ (местечко под Нарвой) съезжаются ветераны эстонской 20-й дивизии СС и их поклонники. Эти мероприятия финансируются из госбюджета. На них часто присутствуют первые лица государства. Правда, в последнее время несколько реже, чем в 90-е. В Синнимяэ в 1944 году шли кровопролитные бои между 20 дивизией СС и частями Советской Армии. Дважды премьер Эстонии и в недавнем прошлом нынешний министра обороны Март Лаар в написанном им учебнике истории с гордостью повествует о том, как эстонские борцы за свободу здорово наваляли этим «ваньякам» под Синнимяэ.

Голод части населения

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о голодных детях Эстонии. По данным международного исследования ЮНИСЕФ, в Эстонии 12,4% детей в возрасте до 16 лет из-за экономического положения семей испытывают лишения, не имеют возможности, например, ежедневно есть мясо и свежие овощи, не имеют двух пар подходящей обуви. Треть детей в Эстонии приходят из дома в школу голодными.

В этом году Эстония раздаст нуждающимся рекордное количество продовольственной помощи в ЕС. Стоимость распределяемой в Эстонии продовольственной помощи 2,2 миллиона евро, деньги выделены Европейской комиссией. Голод, прежде всего, бьёт по русским семьям и русским детям. Самым проблемным в этом плане является преимущественно русский Северо-восток Эстонии.

При подготовке справки использовались следующие материалы:

1 http://www.lichr.ee/main/assets/L-3.pdf

2 http://www.dzd.ee/679974/rusakov-narushaja-konvenciju-o-zawite-nacmenshinstv-jestonija-riskuet-stat-enfant-terrible-v-evrope/

3 http://rus.err.ee/estonia/faaea68b-c7c7-41e5-a60b-b10c0bc2b346

4 http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=5093

5 http://www.just.ee/ - баннер „Jurist aitab“ – «юрист помогает».

6 Прайс-листы юридических бюро Эстонии:

http://www.invictus.ee/?m1=7

http://www.volaabi.ee/ru/hinnakiri

http://www.cityoigusabi.ee/ru/адвокатское-бюро.html

7 http://www.kapo.ee/eng/annual-reviews

8 http://genadiafanassjev.blogspot.com/2011/04/blog-post_5316.html

9 http://www.newsbalt.ru/detail/?ID=4320

10 http://www.siin.ee/new/index.php?action=siin.news&code=21.05.2007

11 http://www.moles.ee/99/Apr/24/16-1.html

12 http://yarcenter.ru/content/view/25126/179/

13 http://регнум.рф/news/1417057.html

14 http://russkiee.narod.ru/est0009.html

15 http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/sov/12517/bio/

16 https://beta.baltija.eu/news/read/27816

17 http://rus.err.ee/estonia/92f4b555-9d69-48c1-aef0-b3f9326832ae

18 http://www.tallinn.ee/rus/Stolitsa-Tret-detej-v-Estonii-prihodjat-iz-doma-v-shkolu-golodnymi

19 http://rus.err.ee/estonia/23f4c461-d327-4edc-a641-2e458d78f2a3



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир