This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
06.07.2012 16:37:33 Русский островитянин в Эстонии: Я сердцем привязан к монументам времён войны (24)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


Откуда пришла идея начинать приводить в порядок памятники Второй мировой войны, находящиеся на Сааремаа?

Уже несколько лет проживающий в городе Курессааре (о.Сааремаа, Эстония) пенсионер Леонид Кушнарёв своё свободное время посвящает благородному делу - он приводит в порядок надгробия и памятники на могилах советских солдат, оставшихся на Сааремаа сo Второй мировой войны. С его слов, делает он это не ради денег, а потому, что такое занятие даёт ему огромное душевное удовлетворение.

Л.Кушнарёв

На Сааремаа Леонид Кушнарёв прожил уже более 30 лет, но несмотря на это его знание эстонского языка довольно-таки скудное. Кажется, он этого искренне стесняется, так как сразу в начале нашей беседы сам подымает эту тему.

"Живу здесь уже с сентября 1981 года и единственное, что меня беспокоит, это то, что я не сумел выучить эстонский язык, - говорит он. - Несколько раз я начинал учиться на курсах, а пользы не было."

Почему же эстонский язык даже на Сааремаа, где ведь преимущественно преобладает эстоноязычная среда, никак к нему не пристаёт? На этот вопрос Леонид Кушнарёв однозначный ответ дать не может. "Может быть, причина в том, что раньше, когда я служил в армии (это было в советское время - прим. ред.), всё общение велось ведь на русском языке, « разъясняет он. - Потом, в 1990-е годы я работал на железной дороге, точнее в Валгаском депо, хотя местом жительства остался Курессааре. И там была только русскоязычная среда и к тому же мне приходилось часто ездить в командировки в Россию. Вот так это всё шло."

Но о Сааремаа и здешних людях Леонид Кушнарёв говорит с восхищением. "До прибытия сюда я много передвигался по Эстонии. Во время службы в Советской армии я побывал, наверное, почти во всех городах Эстонии, - рассказывает он. - Прибыв на Сааремаа, я встретил здесь совершенно других людей. Такой доброжелательности я не встречал раньше нигде, может быть, поэтому я это место так сильно и полюбил."

Инициатива посольства России

Но откуда пришла идея начинать приводить в порядок памятники Второй мировой войны, находящиеся на Сааремаа? Со слов Кушнарёва такая идея витала в воздухе уже длительное время, так как Русское общество острова, членом которого он является, всегда уходом за этими памятниками понемногу занимался.

"Например, время от времени мы приводили в порядок надгробные плиты на братском кладбище в Техумарди", - говорит он. Но чтобы приводить в порядок и ухаживать за такими монументами во всём Саареском уезде, для такой масштабной работы у общества просто не хватало средств. Понадобилась помощь со стороны.

"Дело получило начало примерно два года назад, когда ко мне обратились представители посольства России и попросили, чтобы я им показал здешние памятники времён Второй мировой войны, - рассказывает Кушнарёв. - Так как я раньше работал в здешнем военном комиссариате, я тогда много ездил по Сааремаа. Поэтому я более-менее знал, где находятся памятники погибшим воинам."

Уже это первое, так сказать, инспектирование показало, что время своё дело с этими памятниками сделало. Так работники посольства и предложили Леониду Кушнарёву, чтобы он взял на себя заботу об этих памятниках. Посольство обещало оказывать в этом материальную поддержку.

Вандализма нет

Кушнарёв отвергает утверждения, будто бы кто-нибудь совершал акты вандализма по отношению к советским памятникам. "По крайней мере, здесь, на Сааремаа, я вандализма ещё не встречал. Всю разрушительную работу сделали природные силы, - утверждает он. - Более того, должен сказать, что я даже не увидел памятников, полностью брошенных на произвол судьбы. В меньшей или большей мере за ними несли уход местные жители и местная власть."

Здесь Леонид Кушнарёв вспоминает об одном негативном случае, но из Белоруссии. "Это было ещё в советское время, когда я находился в командировке при одной войсковой части, - рассказывает он. - На территории части стоял и памятник солдатам, погибшим во Второй мировой войне. Когда я увидел его, я был прямо потрясён от того, в каком состоянии он находился - вся окрестность заросшая, сам монумент грязный, запачканный! Никакой заботы."

Со слов Кушнарёва он тем более был возмущён, что всё это имело место в Белоруссии, которая очень много страдала во время последней большой войны: Я не выдержал тогда и сделал замечание командованию войсковой части: что вы делаете, мужики! В Эстонии вы такое неуважительное отношение к историческим памятникам не увидели бы.

Доломит разрушается

Памятников, за которыми нужен уход, найдётся на всём острове. Больше всего их, разумеется, на полуострове Сырве, где и в 1941 и в 1944 году состоялись самые сильные бои.

В составленном Кушнарёвым списке сейчас имеется немногим более тридцати памятников. Первые работы по уходу за всеми ими он уже провёл, почти полностью привёл в порядок три-четыре монумента. Следовательно, работы ещё хватает.

В то же время список памятников, которым нужен уход, постоянно пополняется. Например, несколько недель назад список пополнился с позабытым уже памятником, который находится в районе деревни Ниназе в волости Мустьяла. Об этой последней находке Леонид Кушнарёв говорит, что его, скорее всего, привести в порядок уже невозможно - влажный климат сделал своё дело, и лучше было бы заменить его совершенно новым монументом.

Ещё один такой монумент, требующий полной замены, находится недалеко от деревни Каали.

"Для этого посольство уже выделило деньги и надеемся, что ещё в нынешнем году мы сможем восстановить памятник в таком виде, в каком он когда-то был", - отметил он.

Главная беда находящихся на Сааремаа памятников времён Второй мировой войны в том, что большинство изготовлены из доломита, из более стойкого в отношении климатических условий гранита изготовлено лишь несколько памятников. "А доломит легко трескается, в трещины попадает вода, которая зимой замерзает и таким образом трещины каждый год становятся всё больше и больше, - поясняет Кушнарёв. - В результате, если ничего не будет предпринято, монумент разваливается на куски."

"Поэтому я и стараюсь везде, где имеются памятники из доломита, прежде всего, заделать трещины, возникшие под воздействием природных сил, - продолжает общественник. - Но в Мустьяла и в Каали это, к сожалению, уже невозможно."

Много спекуляций

Сейчас Кушнарёв работает на кладбище Массинымме вблизи Сальме. "Хотя помощников и поддерживающих у меня на Сааремаа много, все прямые работы по уходу я сделал сам, - говорит он. - Я добыл нужные инструменты, например генератор, и машину свою я для этого немного перестроил. Чтобы намеченные работы шли полегче, я зарегистрировал некоммерческое объединение "Говерла", но никакие деньги я этим не зарабатываю, просто вся эта работа предоставляет мне большое удовлетворение."

В то же время, Кушнарёв несколько негативно относится приезжающим время от времени с материка людям, которые якобы только спекулируют памятниками времён войны, а соответственно и памятью погибших на войне солдат. По его словам, в сети таких людей часто попадает и местная пресса.

Когда я попрошу его уточнить эту мысль, он поясняет: Спекулируют в том смысле, что они утверждают, якобы они реставрируют памятники, и везде объявляют, что они это делают совершенно бескорыстно.

Один такой человек со слов Кушнарёва – Анатолий Саяпин, который якобы является представителем какой-то международной организации. "Полтора года назад этот человек прибыл на Сальме и сказал, что совершенно бескорыстно хочет привести в порядок памятник-меч в Техумарди. Он и журналиста пригласил на место, - рассказывает Кушнарёв. - На самом деле он сделал только столько, что взял немного стирального порошка и щеточку и демонстрировал, как он заботится о памятнике. С этой целью он, кажется, раздобыл однократное разрешение для консервации меча (памятника в Техумарди). Так просто эти дела не делаются."

На самом деле Саяпина интересуют только здешние могилы немецких солдат, продолжает Кушнарёв. Почему? Со слов Кушнарёва ответ прост: за медальоны немецких солдат правительство Германии якобы выплачивает довольно-таки приличное вознаграждение.

И ещё один пример о том, как спекулируют памятниками, находящимися на Сааремаа, на этот раз уже в политическом смысле. "Недавно у памятной доски возле Сырвеской (Церельской) батареи отвалился угол. Люди, приехавшие с материка, заменили доску. Прекрасно!, - говорит Кушнарёв. - Но потом они на сайте Baltija.eu (это сайт русской общины в Эстонии - ред.), что доску сломали вандалы и они её восстановили. На самом деле там никакого вандализма не было, там тоже действовали только силы природы. Вот такая потасовка фактов очень неприятное ощущение в душе вызывает."

Слова благодарности помощникам

Леонид Кушнарёв хочет выразить большую благодарность всем этим людям, кто поддерживал его за эти годы. Он утверждает, что получил поддержку во всех волостях острова.

"Нигде я ещё не встречал противостояние или отказ. К властям какой бы волости я не обратился бы, всегда ответ был позитивный, так что всех людей, помогавших мне, здесь и не перечислишь, - говорит он. - Помощь оказывали и в поиске и в приведении в порядок памятников."

Назовём здесь имена тех, кого Леонид Кушнарёв успел упомянуть: Сааремааский музей, Курессаареское предприятие водоснабжения и канализации, Рауль Салумяэ, Олави Пести, Тыну Вельдре, Калмер Поопуу, Михкель Ундрест и многие другие.

Автор: Урмас Кийль, газета Saarte Hääl (30.06.2012).

Также по теме:

Волонтёры с берегов Вятки благоустроят воинские захоронения в Эстонии

Фото: На Сааремаа не забывают о знаках памяти Воинам-Освободителям



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир