Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Михаил Кохтов, более известный в таллинских музыкальных кругах как Михей, принадлежит к той редкой категории народных умельцев, кому по плечу и щи из топора сварить и блоху подковать и луноход из старых радиоприёмников соорудить. Правда, рукастый-головастый Михей демонстрирует чудеса упорства и природной смекалки в несколько иной сфере – он клипмейкер. Из тех, кто имея в своём распоряжении лишь самый необходимый технический минимум, буквально «на коленке» мастерит видеоклипы весьма достойного качества.
Последняя его на сегодняшний день работа – клип на шуточно-глумливую песню группы Un-Real «Добрый доктор». Стилизованный под готический фильм ужасов, клип поражает своей замысловатостью и обилием тщательно проработанной компьютерной графики, качеством исполнения вполне дотягивая до мировых стандартов. Чем не повод встретиться для задушевной беседы?
- Михей, я слышал, что к съёмочному процессу ты приобщился в ещё весьма юном возрасте. Кто или что подтолкнуло тебя на этот путь?
- Увлечение досталось мне от старшего брата. Будучи мелким, я бегал за ним и всячески старался помогать процессу съёмки. Тогда снимали на 8мм плёнку. Без звука. Фильмы были короткие, по 2-3 минуты с простеньким сюжетом. Сценарий чаще всего придумывался по пути на место съёмки. А все эффекты представляли собой нарисованные на самой плёнке задр за кадром взрывы и выстрелы. Правда, фломастеры, которыми всё это рисовалось, были плохими и наши старания после пяти просмотров стирались. Были и пластилиновые мультики. И мульты, где героями были фигурки из «Киндер-сюрпризов».
- А когда начал снимать сам?
- Я начал снимать кино в 2001 году. Ко мне в руки попала видеокамера и мы стали экранизировать анекдоты разные. Первый фильм «Вася и Смерть» снимался в общаге и монтировался при помощи двух видеомагнитофонов и камеры. Год спустя был создан шедевр «Жертва». В нём была задействована тьма народу и специально был записан саундтрек. И это был первый фильм, который я монтировал уже на компьютере. Собственно с этой работы моё имя и стало ассоциироваться с видео. Практически все мои короткометражки можно посмотреть на моём канале в Youtube.
- Когда ты снял свой первый музыкальный клип и для кого? С какими трудностями пришлось столкнуться по ходу процесса?
- Первый музыкальный клип я сделал с моей первой группой «Искажение» на одноимённую песню. Особых трудностей не было, было маловато опыта, но видео получилось вполне достойным.
- Потом были клипы периода твоей игры с группой KamikaDze-TR. Доволен ли ты этими работами, не возникают ли при просмотре мысли: «Эх, сейчас бы я сделал по другому!»
- Всегда! С каждым новым клипом я стараюсь поднять планку. Особенно, если могу сам от начала до конца работать со сценарием и ракурсами. Я имею ввиду, если нет по боком заказчика, который постоянно что-то корректирует. Я в таких случаях не спорю и делаю так, как человек хочет – ведь это его песня.
- Ты снимал клипы нескольким местным металл-группам. Ты сам писал сценарии или ребята приходили со своими идеями?
- Бывало по-разному. Чаще всего люди говорят: «сделай что-то типа этого» - и показывают видео известных команд.
- Клип на песню «Добрый доктор» группы Un-Real – работа весьма даже впечатляющая. Как работалось на съёмочной площадке? Возникали ли какие-то забавные или странные моменты? Сильно ли ушёл сюжет клипа в сторону от первоначального сценария? В клипе есть довольно жесткие сцены – никто не пострадал на съёмках?
- Съёмки проходили в очень весёлой атмосфере. Актёры были послушные и в целом все три съёмочных дня прошли без проблем – конечно, если не считать пары «поддатых» музыкантов в первый день съёмок. Сценарий был скорректирован во время монтажа, когда выяснилось, что не хватает материала для полного развития сюжета. Можно было сделать дополнительный съёмочный день, но я пошёл другим путём, добавив несколько виртуальных сцен. Во время съёмок сцены операции, загримированные герои почти ничего не видели и конечно имели неплохие шансы поранить друг друга колюще-режущими инструментами, но всё обошлось.
Записал Валерий Полозов.
Материал опубликован в рамках конкурса «Живое русское слово».