This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
01.11.2010 00:53:00 Русские поэты и мыслители о России и ее проблемах (2)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить

 

(28 ноября 1866г.)


ПисьмоВсе мы знаем эти замечательные строки о России Федора Ивановича Тютчева. Но задумывались ли мы, что имел ввиду поэт, дипломат и государственный деятель, т.е. далеко не романтик, а грамотный практик, достигший высокого поста (тайный советник) на государственной службе? Что особенного разглядел русский поэт в своей родине, почему отдал предпочтение вере, а не практичному уму? 


Мне кажется, что именно вера в свой народ и свою страну делают чудеса. Способность возрождаться , выходить обновленной и процветающей из любых катаклизмов – именно эта особенность поражает в России. Но любая страна всегда опирается на свой народ, на его мысли и надежды, на его творчество и трудолюбие. И если есть сила в народе, то есть сила и в государстве. Я думаю, именно это имел ввиду Ф.И.Тютчев.

   
Иван Андреевич Крылов в своих баснях вскрывает множество проблем как личностных, так и общественных. Остановлюсь на басне «Листы и Корни»:


В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей  ...

...

 

..- Примолвить можно бы спасибо тут и нам,
-Им голос отвечал из-под земли смиренно.
- Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,Что дерзко так считаться с нами стали?
- Листы, по дереву шумя, залепетали.
- Мы те,
- Им снизу отвечали,
- Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,
- Не станет дерева, ни вас

 

Это Иван Андреевич к тому, что как бы высоко человек не взлетел, надо помнить о том, где находятся его корни. Всегда помнить и быть благодарным. Мне кажется, что эта басня применима и к русским людям, разбросанным судьбой и историей по разным теперь уже государствам.
 

А вот обращение к народу от Михайло Васильевича Ломоносова:

 

...О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

Есть у Михайло Ломоносова и великолепные слова о русском языке в его труде «Российская грамматика»: 


«...Повелитель многих языков, язык российский...велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным...и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали... Но кто... в него с прилежанием вникнет, со мною согласится.

 

Карл Пятый, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то ... присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка... А ежели чего точно изобразить не можем, не язы ку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем. Кто отчасу далее в него углубляется... тот увидит безмерно широкое поле или ... едва пределы имеющее море.»


Ломоносов знал более 20 языков, поэтому знал, о чем говорил.


Очень хорошо о глубинной связи народа и страны сказал Сергей Михайлович Соловьев на примере появления феномена Ломоносова: «... Путь был уготован, Россия ждала человека: для холмогорского крестьянина была открыта школа, холмогорскому крестьянину была возможность ехать учиться за границу и стать академиком. «Что сделала ... Россия для крестьянства?» - спрашивают ... судии великих людей и великих дел: она сделала то, что крестьянин мог стать академиком, отвечает история».


Вот что пишет Сергей Александрович Есенин в своей автобиографии, обратите внимание, в 1924 году:


«1921 г. Я женился на А.Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании. После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому. Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскреб ... зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова.»


Не привожу ничего из «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, так как это глубочайшее исследование России, власти и народа стоит прочитать в оригинале от автора. Приведу всего лишь афоризм Карамзина: «Для старого народа не надобно новых законов. Самая лучшая конституция – отсутствие конституции – вот кредо мыслителя.» Я так понимаю Николай Михайлович о том, что мышление народное основывается на свои внутренние неписанные законы, в народе называемые совестью.


Закончу тоже прекрасными строками из Федора Ивановича Тютчева:


Единство, возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там увидим, что прочней.

Написала Наталья Михайлова.

 

Материал опубликован в рамках конкурса «Живое русское слово».

 



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир