This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
05.05.2020 13:03:00 Н.Н. Мирошник докладывает: полиция Европы расставляет акценты (0)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


Об авторе: Николай Николаевич Мирошник окончил МГИМО МИД СССР; работал в МИД СССР (Консульство СССР в Генуе, Италия), газете «Правда» (международный обозреватель, собственный корреспондент «Правды» в Греции, на Кипре и в Италии), РИА «Новости» (зам. директора представительства РИА «Новости» в Италии), Итало-Российской торговой палате, коммерческих структурах. Возглавлял ряд периодических изданий. В настоящее время - начальник аналитического отдела Московского Дома соотечественника.

Н.Н. МирошникПринято считать, что пандемия коронавируса резко повысила уровень преступности в мире. Так ли это на самом деле, разбирался начальник аналитического отдела Московского Дома соотечественника Николай Николаевич Мирошник. Часть 1 - ТУТ.

«Холодным душем» для самых закоренелых оптимистов стали несколько докладов, опубликованных в марте-апреле весьма информированными организациями: Европолом – международным полицейским агентством, созданным в рамках Евросоюза в 1995 году, и «Глобальной инициативой против транснациональной организованной преступности», исследовательской сети, образованной в 2013 году из более, чем 500 независимых экспертов со всего мира, со штаб-квартирой в Женеве.

Все эти доклады были посвящены проблемам активизации международной и национальной преступности в условиях пандемии и перспективам борьбы с нею.

Первый доклад Европола - «Спекуляции на пандемии: как преступники эксплуатируют кризис с COVID-19» - опубликованный 27 марта, предваряет вступительное слово исполнительного директора этой организации Катрин Де Болле. «Преступники быстро воспользовались возможностями использовать кризис, – пишет она, – адаптируя свои методы и развивая новые преступные виды деятельности. Группы организованной преступности печально известны своей гибкостью и приспособляемостью, и их способность эксплуатировать кризис означает, что мы должны быть постоянно бдительны и подготовлены».
 
Агентство констатировало, что преступники используют в своих целях резко возросший спрос на определенные, прежде всего, медицинские, товары, снижение мобильности граждан, пребывание большой части людей дома и их работу на удаленном доступе, ограничения в общественной жизни, а также рост тревоги и страхов на фоне пандемии.
 
Основываясь на информации, предоставленной государствами-членами Евросоюза, и на собственной экспертизе, Европол выделил четыре основные области преступной деятельности в период пандемии: кибепреступность, мошенничество, производство и реализация контрафактной продукции (подделок), преступления против собственности (воровство), прежде всего, в коммерческих структурах, магазинах и медицинских учреждениях.

На первое место при этом Европол поставил киберпреступность – противоправные действия с использованием компьютерных технологий и Интернета. Эта проблема сегодня, как признают, в том числе, и российские эксперты, действительно, встала во весь рост. Поэтому она заслуживает более подробного описания и будет рассмотрена ниже отдельно.
 
Что касается мошенничества, то доклад упоминает различные адаптированные версии телефонного мошенничества, мошенничества с поставками и дезактивацией. При этом приводится пример, как европейская компания (неназванная в докладе) перевела некоему контрагенту в Сингапуре 6,6 миллионов евро за поставку спиртосодержащих гелей и медицинских масок, ничего взамен не получив. Другая компания потратила 300 тысяч евро на покупку почти 4 миллионов защитных масок – и тоже осталась без товара.

Продажа поддельной медицинской, фармацевтической и санитарно-гигиенической продукции, а также средств индивидуальной защиты, отмечается в докладе, с начала пандемии увеличились в разы и будет расти дальше.

Но, по крайней мере, в этой сфере Европол смог не только констатировать факты, но и похвастать своими успехами. В докладе приводится описание операции «Пангея», которую координировало агентство и в которую были вовлечены 90 стран.  С 1 по 10 марта этого года были конфискованы в общей сложности 37 тысяч контрафактных и некачественных хирургических масок, тестов для индивидуального анализа на СПИД и сахар, лекарственных препаратов на 13 миллионов евро, 121 человека арестовали и пресекли деятельность 37 организованных преступных группировок (к эпидемии COVID-19 это имеет, конечно, весьма косвенное отношение, но работа идёт, а это главное).

Что касается преступлений против собственности, то в докладе Европола отмечается: в настоящее время преступные группировки европейских стран, действуя практически «под копирку», очищают, например, квартиры, выдавая себя за медицинский персонал, который предоставляет информационные материалы или средства гигиены, или проводя «тесты на коронавирус».

Более детальную – и пессимистическую – ситуацию представила в своем мартовском докладе «Преступность и вирус. Воздействие пандемии COVID-19 на организованную преступность» упомянутая выше «Глобальная инициатива». На первом этапе пандемии практически повсеместно наблюдается некоторое снижение уровня преступности и уменьшение активности организованного криминала, отмечают авторы доклада. Однако при продолжении пандемии и особенно развертывании ее по наиболее неблагоприятному сценарию, связанному с высокой смертностью и снижением управляемости в тех или иных регионах, странах и городах, вполне вероятен всплеск активности организованной преступности и значительный рост спроса на незаконные товары и услуги. Есть основания полагать, считают эксперты «Глобальной инициативы», что, если кризис продлится еще более двух-трех месяцев, организованные преступные группировки (ОПГ) в отдельных государствах будут стремиться либо встроиться в процессы логистики товарных потоков, либо постараются даже захватить административные структуры, координирующие государственное противодействие пандемии.

Проблема в том, считают авторы доклада, что воинские подразделения, по крайней мере, в развитых странах мира, ориентированы на ведение боевых действий, подразделения национальной гвардии - на подавление беспорядков, а полиция – на противодействие криминалу в рамках обычной жизнедеятельности. Соответственно, ни вооруженные силы, ни подразделения национальной безопасности, ни полиция не имеют опыта деятельности в условиях обрывов социальных связей, режима самоизоляции и других подобных форс-мажоров. В такой ситуации возникает потенциальная угроза со стороны ОПГ, для которых форс-мажор – естественное и привычное состояние, и административным координирующим структурам, и непосредственно сообществам.

В докладе указаны четыре главных тенденции:

- можно ожидать временного сокращения масштабов организованной преступности и разнообразия её деятельности вследствие принудительного ограничения людских потоков между странами и внутри них, в масштабе городов и даже отдельных районов: криминалу потребуется некоторое время, чтобы приспособиться к новым условиям;
- поскольку внимание правительства и правоохранительных органов в период пандемии сосредоточено, в первую очередь, на борьбе с ее последствиями, некоторые преступные группы могут использовать ослабление внимания к ним для расширения криминальных операций;
- ОПГ, действующие в секторе здравоохранения, постараются максимально интегрироваться в структуры чрезвычайной медицинской помощи в рамках пандемии;
- традиционно киберпреступность относилась к криминальной сфере, имеющей прежде всего, долгосрочные последствия. Однако в условиях пандемии все большая часть граждан использует услуги электронной коммерции, заказы продуктов, лекарств и т. п. онлайн. Можно гарантировать, что преступники с одной стороны постараются проникнуть или даже поставить под контроль сети доставки, а с другой, используя инструментарий киберпреступности, создадут множество поддельных интернет-магазинов и т. п… Молодые и высокотехнологичные преступники, пользуясь возросшей безнаказанностью, активизируют деятельность, прежде всего, связанную с производством и оборотом наркотиков, а также продажей контрафактных аппаратов для тестирования коронавируса, аппаратов искусственного дыхания… Известно, что в Италии, Испании, Португалии… высокотехнологичные ОПГ разместили в Интернете магазины, где можно приобрести такую продукцию.

В некоторых странах ОПГ глубоко укоренились в цепочках поставок медицинских услуг и в системе здравоохранения. В Италии до сих пор система здравоохранения, фармацевтическая промышленность и медицинская дистрибуция находятся в значительной мере под контролем «мафии» на Сицилии, «каморры» в Неаполе и «ндрангеты» в Калабрии (три преступных сообщества, исторически образовавшихся в южных регионах Италии. Деятельность всех трех давно уже вышла за пределы национальных границ. Но в обиходе их часто вкупе именуют «мафией» – по названию самого известного сообщества).

Тут можно привести слова, сказанные во время презентации этого доклада «Глобальной инициативы» представителем министра внутренних дел Италии и парламентской комиссии по противодействию мафии Серджо Надзаро: «Мафия и коронавирус – близнецы. Мафия похожа на коронавирус. Она может вас заразить, где бы вы ни находились».

Террористы используют всё

Следует, наверное, обратить внимание и на такой тревожный факт. Пандемия может обострить еще одну международную проблему, связанную с преступностью – проблему борьбы с терроризмом.  Как писал в начале апреля тот же генерал Владимир Овчинский, «аналитики разных стран, занимающиеся вопросами борьбы с терроризмом… прогнозируют тревожные тенденции на антитеррористическом фронте». Распространение COVID-19 по всему миру, включая Ближний Восток, поставило вопрос о влиянии этой пандемии на борьбу с терроризмом и на активность международных террористических группировок, в том числе, запрещенного в России «Исламского государства», или ИГИЛ.

В своем комментарии 31 марта Международная кризисная группа (независимая правозащитная организация по изучению и реагированию на смертоносные конфликты со штаб-квартирой в Брюсселе) предупреждала, что пандемия угрожает глобальной солидарности, которая является ключом к борьбе с джихадистскими экстремистами: «Почти наверняка верно, что COVID-19 будет препятствовать усилиям по обеспечению внутренней безопасности и международному сотрудничеству в борьбе с ИГИЛ, что позволит джихадистам лучше подготовиться к эффектным террористическим атакам».

Со своей стороны, ИГИЛ ясно дал понять, что планирует воспользоваться пандемией коронавируса для нападения на европейские страны. Газета «Исламского государства» «Наба» поспешила отметить снижение внимания западных силовых структур к борьбе с ИГИЛ из-за озабоченности борьбой с COVID-19, что даёт возможность для боевиков провести операции в Париже, Лондоне и Брюсселе.

Н.Н. Мирошник докладывает: уровень преступности в Европе снизился ненадолго



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир