Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Автор: Евгений Капов, независимый журналист (Эстония).
В канун 9 мая – 70-летия Великой Победы над фашизмом их носили на руках. Ветераны Великой Отечественной войны, особенно фронтовики, дожившие до Дня Победы, со слезами на глазах вспоминали своих погибших однополчан.
Бессмертный полк в Москве, городах бывшего СССР, в том числе и эстонском Силламяэ, давал надежду на то, что память о самой страшной войне не умрет. Ветераны приходили к памятникам на братских могилах со своими детьми и внуками, возлагали цветы, и думали о том, кто после них будет нести эстафету памяти.
Но вот отгремели юбилейные торжества, ветераны повесили пиджаки с наградами в шкаф, и наступила тишина. Так бывает всегда, когда надо отчитаться перед вышестоящими инстанциями о проведенных мероприятиях и потраченных деньгах. Когда отчеты отправлены, тогда и наступает затишье.
Я боюсь снимать трубку, когда на определителе обозначается номер телефона руководителя ветеранской организации Кохтла-Ярве Валерия Тумко. Обычно он звонит, чтобы попросить отпечатать большой портрет участника войны. И на сердце отлегает, когда узнаю, что на этот раз портрет нужен не для похорон, а для юбилея. И даты очень круглые: 80, 85, 90 и даже 100 лет. Вот 13 января ветерану морской пехоты Александру Михайловичу Разгуляеву исполнится 101 год, дай ему Бог еще долгих лет. Но, к сожалению, все чаще приходится делать портреты со свечей и траурной лентой.
Они уходят из жизни с необычайной скоростью, как-то организованно, если не сказать, повзводно и поротно. Год был такой, что ушло целое поколение гениальных ученых, Писателей, артистов, режиссеров. Но в этом юбилейном году Победы ушло и очень много фронтовиков Второй мировой, Великой Отечественной. Только в одной Кохтла-Ярвеской ветеранской организации в начале года насчитывалось 128 фронтовиков. К концу года их уже осталось 101. Двадцать семь стариков-победителей, как могли, проводили, бросив в их могилки по три горсти земли. И грустные мысли посещали не только членов семьи, если усопший не был одинок. Оставшиеся еще пожить ветераны, их потомки, благодарные за жизнь, явно чувствовали угрызение совести. Все ли, что могли, отдали героям при жизни?
Это в России, Беларуси, еще нескольких государствах Земли они чувствуют себя победителями. Где-то в других странах, переписавших историю и заточивших мозги молодым под нужным властям углом, они – «оккупанты». И почестей им на государственном уровне гораздо меньше, чем тем, кто сражался на стороне нацистской Германии под знаменами СС.
Дожились! Обычную человеческую акцию – возложение венка на братскую могилу советских воинов в Синимяэ офицером Вируского пехотного батальона в день слета ветеранов ваффен-СС, я воспринял, как нечто выдающееся. Затем тот же эстонский офицер возложил такой же венок к подножию мемориала эсэсовцам. Потом «политрук» Министерства обороны Эстонии в отчете написал, что венок к могиле советских воинов возложили капелланы, однако, своими глазами видел, что долг выполнили офицер с солдатами. И старший по званию сказал, что это – долг чести, отдать дань памяти всем павшим в той войне.
Конечно, о том, что молодое поколение эстонских военных сделает этот жест 9 мая, речи нет. А вот базирующиеся здесь союзники по антигитлеровской коалиции под звездно-полосатым – могли бы. Хотя, только совсем беспамятный человек не вспомнит, что в 90-х годах только что назначенный главком эстонской армии американский колонель – эстонский генерал Эйнсельн с супругой почтили своим присутствием слет ветеранов 20-й дивизии ваффен-СС. Потом тогдашний президент Эстонии и западные союзники включили голову и запретили должностным лицам участвовать в подобных мероприятиях.
Тем не менее, и сегодня слеты ветеранов ваффен-СС проходят под флагами стран – членов блока НАТО.
Попытки принизить роль Советской Армии в победе над гитлеровской Германией, представить ветеранов Великой Отечественной войны как оккупантов Европы, мародеров, насильников и девальвировать саму Победу, давит на стариков – ветеранов антигитлеровской коалиции. Их можно и нужно пожалеть, и сделать все, зависящее от любого человека с совестью – «химерой», от которой освободил бесноватый Адольф своих солдат, чтобы последние дни фронтовики прожили спокойно, чувствуя справедливость и уважение людей.
Сдержанность и справедливость: это где?
«В рождественскую ночь Папа Франциск призвал христиан взращивать чувство справедливости и сдержанности». Какая новость! Это надо взращивать? Увы. Особенно там, где справедливость распространяется только на богатейшие слои населения. И то, чистое по крови.
XXI век. А ожила шестая книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка». Где-то делят людей на чистых украинцев и нечистых москалей, где-то орут, что ты, мол, не эстонец, а полукровка, а некоторые политики и политикессы набираются наглости оскорблять людей по религиозной принадлежности, заведомо зная, что им за это ничегошеньки не будет. «У мусульман одна цель – убивать так называемых неверных, в том числе и православных», - вынесла вердикт Кристина Оюланд – лидер одной из эстонских партий, бывший министр иностранных дел Эстонии.
Говорю про все это в контексте другого «юбилея», который мир будет отмечать в наступающем году. 26 апреля 2016 года исполнится 30 лет со дня страшной аварии на Чернобыльской Атомной электростанции.
Эстонской Республики эта дата касается самым непосредственным образом. Тысячи офицеров, солдат-срочников, резервистов Пярнуского полка химзащиты и Йыхвиского полка гражданской обороны в первые дни после аварии на ЧАЭС были брошены в радиоактивное пекло. Сказать, что в Эстонии совсем забыли о ликвидаторах последствий аварии – было бы несправедливо. Но то, как «красиво» обошлись с ними – должно быть высечено золотыми буквами в скрижалях идеологов нацизма!
Мало того, что ликвидаторов в Эстонии приравняли к репрессированным, так их еще поделили на чистых и нечистых. В 2015 году Рийгикогу одобрил пособие для репрессированных. Раз так, то под этот закон должны попасть и чернобыльцы? 12 ноября я направил запрос одному из парламентариев. Вот этот документ.
Члену постоянной комиссии Рийгикогу
по социальным делам г-ну Д. Дмитриеву.
Уважаемый господин Дмитриев!
В связи с опубликованием сообщения о том, что парламент Эстонии одобрил пособие для репрессированных лиц, прошу Вас помочь получить ответ на следующие вопросы:
1. Будет ли распространяться пособие на ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которых в Эстонии приравняли к репрессированным;
2. Попадают ли под пособие лица, репрессированные нацистским режимом - в частности, бывшие малолетние узники нацистских концлагерей?
Зная, что истекает месяц, отведенный для ответа журналисту, депутат Дмитрий Дмитриев позвонил и сказал, что на запрос он обязательно даст ответ, как только удастся уточнить истинное положение дел. «Там все настолько сложно, там существует явная несправедливость, что для ее устранения понадобится время. Мы будем над этим работать», - сказал парламентарий.
Там сложно? Там все проще пареной репы. А вот что касается такой нравственной категории как справедливость, которую призвал в Рождественскую ночь взращивать Папа Римский, тут гораздо сложнее.
Дело в том, что под закон о репрессированных подпадают только граждане Эстонской Республики по рождению. Натурализованные же граждане не могут считаться репрессированными, пройди они хоть сотню сталинских или нацистских лагерей, нахватайся они радиации хоть в Палдиски на реакторе, хоть в Чернобыле.
То есть, врачи Ида-Вируской Центральной больницы Михаил Ижнин и Анатолий Осетров, получившие гражданство Эстонии в порядке натурализации, репрессированными быть не могут, и, стало быть, пособие для репрессированных получать не имеют права.
В минувшем году государство и Йыхвиская волость сделали Нарвской организации, объединившей оставшихся в живых ликвидаторов аварии на ЧАЭС поистине королевский подарок: дали кусочек земли, на котором разрешили поставить памятник умершим и живым чернобыльцам. Сергей Непримеров – руководитель организации, бесконечно благодарен властям за такую щедрость. И, хотя памятник поставили рядом с колумбарием Йыхвиского крематория, но и за это Сергей говорит спасибо властям. Ведь и этого могло не быть.
Что же касается бывших малолетних узников нацистских концлагерей, то, как сказала руководитель секции при Кохтла-Ярвеском Содружестве ветеранов Елена Андреевна Мухина, «считается, что в странах Балтии вообще нет никаких бывших узников нацизма. Нас просто нет».
Источник: BaltNews.ee.