Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
По мнению лидера оппозиционной Центристской партии Эстонии и мэра Таллина Эдгара Эльмаровича Сависаара, такой орган, как Комиссия по надзору за финансированием партий, должен быть распущен, поскольку дискредитировал себя не только в ходе своей текущей деятельности, но еще во времена основания.
Размышлениями на соответствующую тему таллинский градоначальник поделился на страницах персонального интернет-блога.
Э.Э.Сависаар:
Комиссия потребовала от меня в начале этого года вернуть якобы запрещенные пожертвования. Речь шла о том, что Таллин оповестил своих горожан о мероприятиях, которые, по мнению комиссии, являлись предвыборной пропагандой. Город заплатил за публикацию этой информации. А комиссия сочла, что это должны были сделать те люди, которые баллотировались на выборах. Я не согласен с мнением комиссии и обратился в суд, чтобы добиться отмены этого предписания.
В итоге комиссия была вынуждена откреститься от своего предписания. Причин для этого нашлось достаточно. Начнем с того, что предписание стало сюрпризом для адресатов. Это означает, что мне даже не дали возможности прокомментировать беспочвенные обвинения и предоставить опровержения. Более того, эксперты (начиная с Линнара Приймяги и заканчивая Янеком Мягги и аудиторским бюро KPMG) высказали свою авторитетную оценку и подтвердили, что данное информирование население не имело ничего общего с предвыборной пропагандой. К сожалению, на Тоомпеа никто не обратил внимания на их мнение.
Мы также сослались на мнение из Брюсселя. Комитет Европейской региональной комиссии подчеркнул, что местные самоуправления ОБЯЗАНЫ призывать горожан принимать участие в выборах и выражать на них свое мнение. Всего этого оказалось достаточным, чтобы суд встал на мою сторону.
Остается вопрос, почему же комиссия по надзору ведет эту безнадежную борьбу? Может быть, просто слишком беден юридический багаж знаний в области административного производства. Политический азарт непременно что-нибудь сделать, присутствует, а вот знания элементарных основ и принципов надзорного производства категорически отсутствуют. Беспомощность комиссии объясняется ее слепой ненавистью к Центристской партии. Поэтому комиссия пытается найти нарушения там, где их нет.
Я понимаю, что комиссия огорчена тем, что ее теперь не воспринимают всерьез. И в растерянности она сделала мне еще одно предписание. Точно таким же загадочным образом, как и в первый раз. Впервые я услышал о предписании в передаче «Очевидец». Создатели этой передачи, рекламировавшие ее за неделю, знали о предписании еще тогда, когда я не знал. Это не только не вписывается в рамки добропорядочности, а является прямым нарушением законности. Используются любые средства для того, чтобы очернить меня накануне выборов.
Комиссия по надзору за финансированием партий дискредитировала себя еще во время ее основания. В ее состав входит по одному представителю от каждой партии и также некоторые политически ангажированные чиновники (Каарел Таранд, Тоомас Матсон и другие).
Конечно, там есть и представители Центристской партии – вначале это была Сирет Котка, затем Яанус Карилайд. Но их единичные голоса протеста не могут повлиять на общее направление мыслей комиссии, руководимой иными политическими взглядами.
По моему мнению, назначенные в комиссию политики забыли о своих прямых обязанностях и занялись тем, что им удается особенно хорошо – интригами. И как подтверждают события последних недель, они даже не пытаются больше скрывать истинный характер своих занятий. Особая роль в этом представлении отведена председателю комиссии, социал-демократу Ардо Оясалу. Поразительно то, что социал-демократ, который десяток раз спотыкался в уголовных и политических вопросах, показывает пальцем на других политиков. Но давно ли это было, когда Eesti Ekspress (10.04.2014) обнаружил, что исполнительным директором строительной фирмы, которая действовала в налоговом раю в Люксембурге, оказался никто иной, как Оясалу. Этот делец сумел блестяще бросить свою фирму с ворохом проблем в Эстонии, чтобы продолжить свой бизнес-путь в налоговом раю. А официально он именуется консультантом по бизнесу, который стал ангелом-хранителем для нечистых фирм.
Годом ранее Eesti Ekspress написал о том, как в фирме Оясалу «депонировали» свои деньги два известных социал-демократа Тыну Кыйв и Чарли Вийкберг (27.06.2013). На публикацию еженедельника никто не обратил внимания.
Весна 2013 года. Комиссия по надзору за финансированием партий во главе с Ардо Оясалу обсуждает появившуюся в Eesti Ekspress статью о том, что предвыборная телевизионная кампания социал-демократов была на удивление дешевой. Как ни странно, в сообщении о состоявшемся заседании не было ни одного слова о Социал-демократической партии. Там упоминалось лишь о «черных деньгах» реформистов.
Но таков уж стиль Оясалу. Ärileht (10.04.2001) опубликовал представляющуюся невероятной историю о том, как Оясалу получал заработную плату на трех различных должностях, приватизируя железную дорогу. Все эти безобразия замяли для того, чтобы Оясалу будучи нынче «порядочным бизнесменом» смог обливать грязью Центристскую партию вопреки закону.
Я уже писал, что комиссию по надзору за финансированием партий в ее нынешнем виде следовало бы распустить восвояси. При этом я не утверждаю, что финансирование и пожертвования партий не нужно контролировать. Просто этим должна заниматься менее зависимая организация!
А пока придется дожидаться судебного заседания, когда по новому предписанию будет вынесен судебный вердикт.
В заключение
Почему комиссию по надзору за финансированием партий в ее нынешнем виде нужно распустить?
Комиссия маскируется под независимую организацию, которая якобы осуществляет независимый надзор. Но в действительности мы имеем дело с партийной предвзятой комиссией, тон деятельности которой задают Каарел Таранд ярый ненавистник Центристской партии и Оясалу – человек с крайне сомнительным прошлым и реноме. Но для широкой общественности Оясалу – это не слишком известный широким кругам бизнесмен от социал-демократов.
Так что не приходится сильно удивляться тому, что комиссия разнюхивает лишь дела Центристской партии, а накануне выборов поражает общественность тупыми выводами, которые противоречат не только здравому смыслу, но и закону. Одно то, что такая ситуация стала возможна говорит о законодательном браке.
Финансирование партий, особенно финансирование правящих партий, обязательно надо исследовать, заниматься этим должен независимый орган. А комиссия по надзору за финансированием партий это задание полностью провалила. Поэтому сразу после выборов ее необходимо распустить и доверить надзор за финансированием политических союзов другим.
Больше мне не хочется говорить о комиссии и глупостях, которые она сотворила во время этой избирательной кампании. Я же прекрасно понимаю, чего хотят наши оппоненты – говорить о Центристской партии, а не о том, как Реформистская партия и Союз Отечества и Республика, а также реформисты и социал-демократы последние четыре года руководили государством с большой выгодой для себя, но никак не для людей Эстонии.
Правые и их приспешники хотели бы избежать простых вопросов людей – стала ли их жизнь стала лучше, как было обещано 4 года назад, или наоборот хуже? Ведь цены выросли, рабочих мест по-прежнему не хватает, в деревнях и селах закрываются школы, почтовые отделения, банковские автоматы, автобусные линии, спасательные команды.
В то же время они хотят любой ценой создать впечатление, что все, что было сделано в Таллине, – плохо. Что успешная история Таллина на фоне провального руководства государством лишь иллюзия. Конечно, не иллюзия! Подтверждение тому – высокая поддержка людей, которые голосуют за Центристскую партию все эти годы.
Я желаю еще раз, чтобы оппоненты Центристской партии наконец-таки переросли политический переходный возраст, и тогда мы сможем нормально обсуждать будущее развитие Эстонии, как взрослые люди, а не как прыщавые подростки, которые друг перед другом хвалятся на страницах СМИ.