This option will reset the home page of this site. It will restore any closed widgets or categories.

Reset
Новости, факты, комментарии...
17.11.2014 14:11:23 Мэр Таллина назвал имена людей, сделавших его «агентом влияния Кремля» (1)
Печать  
Послать другу  
Комментарии  


Мэр Таллина назвал имена людей, сделавших его «агентом влияния Кремля»Лидер оппозиционной Центристской партии Эстонии, мэр Таллина Эдгар Сависаар раскрыл механизм провокации, по итогам которой его объявили «агентом влияния Кремля». Сависаар назвал имена людей, стоявших за этой «спецоперацией».

Откровения Эдгара Эльмаровича в понедельник, 17 ноября, опубликовал на своих страницах интернет-портал популярного таллинского издания «Столица».

Э.Э.Сависаар: Вторая серебряная пуля

Во внутренней политике Эстонии первой серебряной пулей принято называть тот заряд, которым Сийма Калласа вышибли из числа претендентов на пост премьер-министра. Теперь, за несколько месяцев до выборов в Рийгикогу, пошли разговоры о второй серебряной пуле. В качестве ее мишени названы уже Ээрик Нийлес Кросс и Таави Рыйвас, но почему бы и не Эдгар Сависаар. Утверждается, что над серебряной пулей корпят как журналисты и конкурирующие политики, так и правозащитники – та же компания, который открыла огонь по Калласу.

В мой адрес серебряная пуля упоминается в связи с темами российского агента влияния и запросом денег на строительство православной церкви на Ласнамяэ. Ну, что касается агента влияния, то тут все просто до примитивности. Мне рассказывали, как рождалась эта серебряная пуля на самом деле.

Собрались три человека с СОРП-овским фоном (СОРП – политическая партия «Союз Отечества и РесПублики» - прим. переводчика) – Март Лаар, Марко Померантс и Райво Аэг (в то время – руководитель Полиции безопасности – прим. переводчика). Последнему разъяснили, что до выборов остались считанные дни и если за это время Аэг поднимет Сависаара на вилы, то получит высокий орден и генеральский чин. Аэг получил и то, и другое, а теперь и совершенно официально вступил в члены СОРП. В недавнем интервью он заверил, что его совесть чиста и в его шкафу нет ни одного скелета.

Но что-то в том шкафу все-таки есть. Вполне возможно, что он не стыдится работы во времена существования Эстонской ССР в качестве заместителя начальника отдела внутренних дел района, носившего имя Виктора Кингисеппа, когда предпочитал со своими подчиненными общаться в основном на кириллице и получил за это от своего партийного начальства несколько переходящих красных знамен. Умолчал Аэг и о том, что был официальным кандидатом Центристской партии на пост мэра города Курессааре. Для настоящего патриота-исамаалийтчика такое деяние относится к числу особо предосудительных.

Постановка об агенте влияния, за которую генеральный директор Полиции безопасности получил соответствующие награды, а «Исамаалийт» («Союз Отечества» - прим. переводчика) – голоса на выборах, развернулась 16 декабря 2010 года, когда журналистка Туули Кох сделала общественности коммерчески блестящее заявление: «Сависаар – российский агент влияния!» Многие советовали мне на это сразу подавать в суд и на Полицию безопасности, и на газету «Постимеэс». Но я решил обратиться в прокуратуру, попросив ее изучить утверждение Коха и, если оно имеет основания, начать расследование. В ответ я узнал, что, по мнению прокуратуры, я так далек от статуса агента влияния, что никакого смысла начинать расследование - нет. Я вынужден был на этот раз с мнением прокуратуры согласиться.

Но одно обстоятельство уже тогда не давало мне покоя – утечка государственной тайны, о которой при посредстве газеты «Постимеэс» смогла узнать вся Эстония. Хотя мне нечего было стыдиться, но тайны не предназначены для оповещения о них общественности, тем более, государственные. Я попросил Государственную прокуратуру расследовать и это обстоятельство, но получил ответ, что не исключается возможность получения Туули Кох данных обо мне из иного, чем Полиция безопасности, источника. Такое обоснование показалось мне и смешным, и печальным одновременно, ибо в каждом слове прокурора Эвестус сквозило такое страстное желание защитить своих и оправдать отказ от возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников КаПо, включая и ее начальника Райво Аэга.

Мое обращение в прокуратуру вдохновило на создание феерического телеспектакля, поставленного 21 декабря 2010 года. Все телепередачи были прерваны. «Актуальная камера» вышла в эфир специальным выпуском. Я помню, как на экране появился диктор с выражением погребальной скорби на лице. Кульминация наступила, когда Райво Аэг сбросил с истории об агенте влияния покров государственной тайны. Правда, с опозданием, потому что «Постимеэс» выпустил кишащую гостайной новость еще за пять дней до этого.

После этого я несколько лет молчал, а потом, поскольку приближалось истечение срока давности, в декабре 2013 года все-таки подал иск против Туули Кох и газеты «Постимеэс», чтобы и суд мог подтвердить или опровергнуть позицию прокуратуры. Вот в суде-то стало совсем интересно. Туули Кох утверждала, что получила данные из КаПо, и хотя ни одного доказательства в подтверждение этого представить не смогла, этому учреждению у нас принято верить безоговорочно. Суд ограничился похвалой Туули Кох, так что в первой инстанции дело было проиграно.

Но поскольку я узнал, что государственная тайна была разглашена Кох со стороны Полиции безопасности, я представил второе заявление о преступлении. Журналист назвал свой источник, так что для расследования, казалось, оснований больше, чем достаточно. «Чрезвычайно любопытная механика вранья», - на такой мысли я поймал себя, когда прочитал очередной отказ прокурора от расследования. Мне было сообщено, что прокурор запросил КаПо, производили ли они утечку государственной тайны, а она ответила, что ничего у нее не утекало, и утверждения Кох отправились прямо в мусорную корзину. Между прочим, когда против меня по другому поводу было возбуждено уголовное дело, никто у меня разрешения на это не спрашивал. Впрочем, я ведь и в СОРП вступать не обещал.

В промежутке мы успели обжаловать решение суда первой ступени. Следующее действие спектакля развернулось в окружном суде, который принял решение, прозвучавшее, как гром с ясного неба. Окружной суд признал, что действительно были опубликованы лживые данные об Эдгаре Сависааре. Но это позволительно, исходя из принципа: жить-то надо, а без денег – никак! Иными словами, озаглавлена публикация Туули Кох «провокационно», но это делать можно, потому что целью статьи было повышение читательского спроса на газету, то есть зарабатывание с помощью этой публикации денег.

Таким образом, все основные выводы в судебном решении были в мою пользу, так что теперь продолжение следует уже в Государственном суде. Может ли Государственный суд отказаться от рассмотрения дела? Не очень верится. Ведь это чрезвычайно любопытная практика, когда публикация ложных данных оправдывается меркантильными соображениями. Она просто требует определения своей позиции Государственным судом. От Госсуда я жду и позиции в отношении того, каков предел терпения со стороны публичного деятеля? Могут ли действительно его честь и доброе имя быть объектом торговли в денежном выражении?

Наконец, я читаю совершенно однозначное разъяснения в решении окружного суда, что «опуликованные ценностные оценки имеют первичным источником признанный секретным доклад Полиции безопасности». В ближайшее время я в третий раз обращусь в Государственную прокуратуру, чтобы она расследовала утечку государственной тайны. И сделаю это, между прочим, потому, что согласно закону об учреждениях безопасности задачей КаПо является охрана государственной тайны, а не ее сознательная утечка. В общем, это выглядит так: если государственная тайна становится достоянием журналиста, он должен известить об этом Полицию безопасности и сдать туда эту тайну на «хранение». В данном случае, движение тайны было обратным, что вызвало серьезное замешательство. Наверняка, описанный случай станет оселком и для нового руководства Государственной прокуратуры. Мы узнаем, насколько личные связи нового генерального прокурора влияют на его служебные решения.

По старинным народным преданиям серебряная пуля – верное средство сразить оборотня. Не будем с этим спорить. Но для носорога (Ninasarvik - Носорог – прозвище Эдгара Сависаара – прим. переводчика) серебряной пули явно мало, да и разрыв-травы или разрывной пули тоже недостаточно.



Поделитесь своим мнением


Зарегистрироваться или войти. Войти через


 
a
ПОЛЕЗНЫЙ ПОРТАЛ О ТУРИЗМЕ
Фонд Русский мир