Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
Автор: Андрей Лобов - член Совета НКО «Русская Школа Эстонии».
Людям свойственно упрощать. В силу упрощений окружающий мир становится нам "понятнее" и кажется проще. Нет необходимости удерживать в голове сложные конструкции. Часто это бывает полезно. Беда в том, что упрощения могут нести вред.
Эстонский политик Яак Аавиксоо, в прошлом советский физик, нынче ставший националистом, и, по всей видимости, считающий себя консерватором, на прошедшей неделе тоже упрощал. Так Аавиксоо перечислил три принципа консерваторов в вопросе гражданства. Это — гражданство по наследству (по крови), исключение множественного гражданства и эстонский язык.
В последнем случае Аавиксоо заявил, что “воспринимать людей по этнической принадлежности, по цвету кожи, по религии — у нас (эстонцев) проблем нет”. Это заявление Аавиксоо опровергают результаты исследования Оття Тоомета из Тартуского университета, который показал, что уровень владения эстонским языком не играет какой-либо роли, если ты русский. Подробнее об этом исследовании и других фактах можно узнать здесь на странице 104.
Но самое примечательное упрощение, на мой взгляд, Яак Аавиксоо сделал, когда заговорил о двух фундаментальных подходах к гражданству — по крови и по месту рождения, указав на то, что по крови гражданство дают в основном маленькие страны, а большие по месту рождения. Вот и вся логика. Размер страны, оказывается, определяет поведение политиков Эстонии.
Нет чтобы вспомнить о том, что мир не стоит на месте. Что у всех у нас здесь и сейчас, в том числе и у Эстонской Республики, есть ещё куда и к чему стремиться. Например, постараться с честью выйти из ситуации с массовым безгражданством в Эстонии, которую Эстония искусственно создала в начале 90-х годов прошлого века. Вместо этого, Аавиксоо кивает в сторону России, говоря что “давление исходит из России”.
Давление исходит не только из России. Так по результатам 85 сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Эстония получила 5 рекомендаций в отношении лиц без гражданства: “а) активизировать работу по сокращению числа лиц с неопределенным гражданством, в том числе путем уменьшения продолжительности процедур получения гражданства; b) смягчить требования в отношении знания языка для целей натурализации, особенно для пожилых лиц; с) еще более упростить требования в отношении натурализации для лиц в возрасте до 15 лет; d) провести разъяснительную работу по вопросам безгражданства среди заинтересованных сторон и создать механизмы оказания национальным и местным учреждениям помощи в эффективном выявлении апатридов; е) рассмотреть возможность ратификации Конвенции о статусе апатридов и Конвенции о сокращении безгражданства.”
В своей статье “Этнический контроль в Эстонской Республике” Андрей Ширяев показал динамику натурализации в Эстонии (Рис. 3 в указанной статье), где виден резкий спад темпов натурализации с принятием нового Закона о гражданстве в 1995 году. Вот Закон о гражданстве от 1995 года. А вот Закон о гражданстве, действовавший до этого. В 1995 году были введены дополнительные проверки и препоны. Был убран пункт о возможности получить гражданство в порядке натурализации лицу без гражданства, если человек прожил в Эстонии как минимум 10 лет. В этом случае была даже указана возможность не применять требования на знание эстонского языка (Параграф 7).
Без жёстких мер Закона о гражданстве 1995 года вопрос с кражей гражданства у значительной части населения, в результате чего появились “неграждане”, в принципе, считаю, мог быть на данный момент урегулирован. Но эта возможность была закрыта в 1995 году и никто по существу пока не пытался решить этот вопрос за исключением небольших примочек, что хорошо отражают рекомендации ООН в указанных выше пунктах b) и с).
Ясно, что перестройка всей системы может начаться с маленьких шажков, поэтому важно и нужно заботиться о том, чтобы облегчить жизнь пожилым людям и пытаться устранить воспроизводство неграждан, упрощая процесс натурализации для лиц в возрасте до 15 лет. Следом, глядишь, созреют более кардинальные изменения. Но мне как гражданину Эстонии стыдно за действующий Закон о гражданстве и за то, что пока у нас нет политиков, которые открыто и последовательно предлагали бы кардинальные изменения в Закон о гражданстве и при этом не связывали бы отношение к людям с размером страны.
Считаю, что возможность получения гражданства Эстонии необходимо предоставить по желанию всем людям, кто постоянно проживал в Эстонии по состоянию на 20 августа 1991 года, и их потомкам.