Почти каждый день читаю новости о пикетах против контакт...
По сравнению с Россией, которую систематически обвиняют в отсутствии свободы слова, ситуация в Эстонии хуже
18 ноября 2013 года в гостинице Президент отель в Москве проходил Международный экспертный круглый стол «Российские соотечественники в Прибалтике: есть ли свобода слова?». Эстонию на мероприятии, которое было организовано Институтом русского зарубежья, представлял член Координационного Совета российских соотечественников в Эстонии, издатель портала «Балтия» Александр Геннадьевич Корнилов. В своём выступлении он рассказал участникам дискуссии о ситуации, которая сложилась в республике в контексте заявленной на Круглом столе темы.
Текст своего небольшого доклада Александр Геннадьевич разместил на страницах персонального сайта-блога, предварив пояснением: «Поскольку в страновом Координационном Совете российских соотечественников мне доверено заниматься как раз информационным направлением, был весьма обрадован возможности представить коллегам свой взгляд. Тем более, что уже пять лет, как издатель портала «Балтия», имею самое непосредственное отношение к СМИ, а, значит, и к свободе слова.»
А.Г.Корнилов:
- В первую очередь я хотел бы поблагодарить Сергея Юрьевича Пантелеева (глава Института русского зарубежья — прим.авт.) за приглашение и поприветствовать всех присутствующих.
Свои наблюдения о свободе слова в Эстонии я бы начал с довольно курьезного, но показательного случая. Три года назад агентством РИА Новости в Москве была организована международная конференция журналистов, в которой приняли участие и представители солидных эстонских изданий. Агентство подарило всем приглашенным нетбуки. По возвращении в Эстонию из-за этого случился скандал, в котором поучаствовал и Президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, заявивший о недопустимости принимать такие подарки. Самое интересное, что редактора начали оправдываться, приводить какие-то аргументы в свою защиту. Понятно, что в такой ситуации они были вынуждены руководствоваться самым, к сожалению, распространенным в эстонской журналистике принципом — о России или плохо или ничего.
Подобный принцип действует в эстонских СМИ и тогда, когда речь идёт об освещении эстонской аудитории мнений представителей русской общины.
Приведу один пример. В начале марта 2012 года член правления НКО «Русская школа Эстонии» Андрей Лобов запустил интернет-портал на эстонском языке «Русский взгляд на Эстонию». На страницах ресурса в переводе с русского публиковались материалы, в которых авторы рассказывали о проблемах русской общины, делились своими мнениями о том как сделать жизнь в стране лучше, как покончить с проблемами в межнациональных отношениях и т.д. Полагая, что такой проект должен быть интересен, поскольку добрососедские отношения очень сложно налаживать не зная мнения другой стороны, Андрей Лобов сделал массовую рассылку пресс-релиза о новом проекте во все без исключения эстоноязычные СМИ. Итог: никто его «Добро пожаловать!» не опубликовал. Телефонные звонки в редакции изданий также не принесли результата. Точно также, как не приносят попытки разместить качественно переведенные с русского на эстонский язык статьи о проблемах существующих в Эстонии с правом русских получать образование на родном языке. Такие материалы эстонскими изданиями попросту не принимаются — не интересно? Думаю, что причина в другом: идущая в ногу с установками власти эстонская журналистика — не свободна, табуирована и, как следствие, мало инициативна.
Подтверждением вышесказанного может служить и случай с бывшим главным редактором популярнейшего среди русскоязычных пользователей в Эстонии интернет-портала «Дельфи» Игорем Кульдмаа, попытавшимся более или менее объективно доносить до читателей информацию о ситуации вокруг «Бронзового солдата», закончившейся, как известно, событиями апреля 2007 года, получившими в народе название «бронзовые ночи». Что касается Игоря Кульдмаа, то «бронзовые ночи» для него закончились увольнением с работы, с предшествовавшим увольнению скандалом и не имеющими под собой никакой почвы обвинениями в нарушении установленных правил. Скорее «устоев», я бы сказал.
Кстати, именно после апрельских событий и беспрецедентной антироссийской кампании, развёрнутой в эстонских СМИ, в том числе и в русскоязычных, был запущен наш портал «Балтия», ставший своеобразным ответом на однобокое освещение всего того, что было связано со сносом Мемориала.
Ещё одним примером «свободной» журналистики в Эстонии может служить и случай с известным кинодокументалистом Олегом Бесединым, упоминание имени которого в ежегоднике спецслужб стоило ему сразу нескольких приличных контрактов. Подчеркну, что Эстония — страна маленькая и любое упоминание в сборнике КаПо — черная метка. Получившие ее мгновенно лишаются поддержки со стороны государства, финансовых поступлений от европейских фондов и прочих структур, занимающихся распределением средств для неправительственных организаций. О поддержке со стороны местного бизнеса также можно забыть.
Отмечу, что под «молотки» попадают не только русские, но и сами эстонцы, пытающиеся ставить под сомнение правильность установок власть предержащих «партии и правительства». Тут можно вспомнить историю с популярными блоггерами-эстонцами супругами Инно и Ирья Тяхисмаа, попавшими под пресс Полиции безопасности за свои критические, а порой и сатирические публикации о происходящем в Эстонии. К ним в жилище ворвалась полиция, провела обыск, изъяла фото- и видеоаппаратуру, оргтехнику, а также личные вещи и телефоны. На законное требование супругов дождаться приезда адвоката им было отвечено отказом.
Надо понимать, что в Эстонии, где потенциальных пользователей эстоноязычных СМИ насчитывается максимум около миллиона, такие инциденты не проходят бесследно — на годы вперед они обретают характер негласного предупреждения для желающих выразить свою независимую точку зрения.
И в этом смысле, по сравнению с Россией, которую на Западе систематически обвиняют в отсутствии свободы слова, ситуация в Эстонии в разы хуже. Все мы знаем, что для некоторых российских журналистов оппозиционная тематика стала реальным инструментом для раскрутки своего негромкого ранее имени и неплохим способом заработать на кусок хлеба. В Эстонии такое исключено, поскольку любая критика власти автоматически делает вас врагом народа, пособником внешних антиэстонских сил, предателем и т.д. Изгоем общества, одним словом. А это значит, что двери изданий для вас, будь вы даже самым профессиональным из всех профессиональных журналистов, всегда будут закрыты.
Вот такая, вкратце, ситуация со свободой СМИ в Эстонии.
Благодарю за внимание.