Газета Eesti Päevaleht будто схватилась за понятие «толерантность», и тянет эту нить с разных концов, пытаясь то ли распутать клубок, то ли порвать в месте гордиева узла. Поэт Эло-Малль Тоомет задалась вопросом: «Зачем покидать Эстонию?»,- и находит оправдание в мотивах поиска иного места временного, или постоянного места жительства, где при прочих равных условиях больше платят за работу, и где за те же деньги можно получить больше удовольствий от жизни.
Но главный мотив отъезда из Эстонии автор усматривает вовсе не в деньгах, а в том, что «в существующем обществе значительная часть энергии проглатывается борьбой со стереотипами и нелестными установками.» Эло-Малль Тоомет характеризует Эстонию, как место, где «некоторые формально высокообразованные люди полагают гомосексуальность и педофилию синонимами», где «половую принадлежность всё ещё считают причиной оценки поведения человека подобающим, или не подобающим», где «расистские установки являются приемлемыми», где «внутрисемейное насилие в определённых случаях считают оправданным», где «художников и писателей относят к наглым дармоедам», где «гордятся глупостью и мелочностью», притом даже среди деятелей культуры и образования, вдобавок к чему здешняя циничность просто губительна.
Разумеется, можно игнорировать хулителей, мелочность, расизм, гомофобию, недееспособность. Разумеется, можно с этим бороться, и пытаться изменить такое положение. Но автор спрашивает «зачем тратить свою жизненную энергию вдовавок к борьбе за материальное существование ещё и для того, чтобы каждодневно доказывать своё право быть тем, кто ты есть? Если эстонец - некто, чья жизнь должна быть скверной, и основываться на самоподавлении и отказе от самовыражения, примирения с отупляющим обществом и привыкания к нему, то покидание Эстонии - единственно верный выбор. Единственное, что может удерживать здесь, или привлекать сюда молодых людей с большим духовным потенциалом и свежими идеями - решительный курс на открытость, толерантность и культурное многообразие.»
***
В свою очередь, редактор газеты Eesti Päevaleht Хейки Сууркаск подходит к «толерантности» с противоположной стороны. По его мнению «Трудно найти страну толерантнее Эстонии».
Однако при этом Сууркаск недоволен терпимостью общества к целому ряду явлений. Прежде всего - мягкостью употребляемой в обществе терминологии к преступной деятельности, касается ли это грабителей, убийц, наркодилеров, или пьяниц за рулём. «Можно, конечно, такое оправдывать эпохой беззакония, в течение века трижды гостившей в Эстонии, и тем, что в определённую эпоху грабитель являлся чуть ли не почётной личностью, и что в сталинское время сажали прежде честных людей, чем преступников. Однако такое оправдание не меняет общей картины - в Эстонии прямо-таки вошло в моду мазохистское подчинение преступности.» Будто преступный мир и есть «действительная жизнь», а нормальный человек - тот, кто отсидел в тюрьме. К сожалению, любование сволочью в эстонском медиа-пространстве переросло через всякие границы терпимости.
Подтверждая свои слова, редактор Eesti Päevaleht приводит данные о том, что по числу узников на душу населения Эстония находится на «почётном» 15-м месте в мире.
"Неужели из-за этого пресса должна подчинять миллионный народ диктату десятитысячной армии сволочей?", - спрашивает Сууркаск. «В Эстонии много пишется о толерантности, однако - в порядке кампании, и - отводя опасность там, где её на самом деле и нет… В настоящее время, когда всё ещё пытаются подавить политическую «радикальность», наше общество даже не напрягается, чтобы освободиться от настоящих преступников.»
Подготовил Олег Родионов, baltija.eu .