В газете сельчан Maaleht приводится мнение касательно свершившегося принятия закона о повышении рубежа пенсионного возраста. Соглашаясь с тем, что после драки кулаками не машут, Энн Ваттер всё же предлагает подвергнуть анализу вопросы, оставшиеся при этом за пределами внимания.
Опровергая доводы агитировавшего за принятие этого закона Госконтролёра Михкеля Овийра, он указывает на неправомерность экстраполяции нынешнего положения и его динамики на 20-50 лет вперёд. «Уже через лет семь мы будем, возможно, жить совсем в других условиях. Вдобавок, экономика действует в режиме подъёма-спада. Разве это учитывалось?»
Автор приводит цифры, доказывающие, что повышение пенсионного возраста не приведёт к существенному росту числа рабочих рук, ибо уже сейчас из 13900 людей, находящихся в возрасте 65-69, рабочее место есть у 13200, кроме того, как минимум, 100000 запасных пар рабочих рук ждут на скамейке запасных. Число пенсионеров, выходящих на пенсию по возрасту, растёт, и за последние 20 лет их прибавляется в среднем за год по 245. При этом, однако, по сравнению с 2001 годом их число даже уменьшилось. В то же время, число выходящих на пенсию по нетрудоспособности удвоилось.
В заключение Энн Ваттер задаётся рядом риторических вопросов, например, таким, мол, отмеряло ли девять раз правительство и Рийгикогу, прежде чем срезать себе куш, или мы имеем дело с отрубанием пальца, раз он болит?
«Закон изменили, а анализ влияния этого изменения запланирован лишь на 2019 год. Разве в семейной жизни возможно такое, что в течение девяти лет неизвестно сколько имеется долгов, а каков доход? Ну, пару недель можно в неопределённости выдержать, но не дольше. И как долго может быть действенным государство, если для своего функционирования не имеет необходимых данных, и их анализа? Боюсь, что не выстоит даже недели.»
Любопытны и комментарии к этому мнению, один из которых приводим в сокращённом виде:
Семьсот лет немецкого ига не уничтожили наш народ… поскольку мы были крестьянами…
100 лет российского крепостничества не уничтожили наш народ… поскольку мы были крестьянами…
50 лет советской оккупации не уничтожили наш народ… поскольку мы были крестьянами…
20 лет Либерализма были самыми жестокими годами для нашего народа. Представитель Либерализма Президент Тоомас-Хендрик Ильвес провозгласил приблизительный срок вымирания Эстонского народа…
Либерализм для нашего народа - самый губительный, поскольку нас оторвали с корнями от земли и пересадили в города и заграницу. Либерализм превратил крестьян в городах в существующих рабов банков…
Если мы не восстановим сельскую жизнь - вымрем. Сперва наступит крепостничество, которое уже осуществляется в США, первый этап - здесь (фильм "Капитализм: История любви", 2009).
Обработал и подготовил Олег Родионов, baltija.eu