Postimees

Президент Эстонии Томас Хендрик ИльвесПрезидент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес в своей речи на параде в честь Дня победы в Освободительной войне размышлял о роли армии в обществе и о готовности народа защищать государство.

«Эстонское государство родилось на фоне империй, переживших свое время. Это дало многим народам возможность для самоопределения и создания своего государства. Однако одной лишь возможности было бы недостаточно, - сказал президент. - Прежде всего, нам надо было распознать в себе желание создать свое государство, почувствовать волю самим решать за себя. Эстонская мысль должна была быть зрелой, чтобы начать действовать в нужный момент. Эстонский дух должен был быть готовым постоять за свои цели и при необходимости защитить их».

Ильвес напомнил, что предкам нынешних жителей Эстонии пришлось защищать свое право на самостоятельность с оружием в руках и ценой жизни.

«Победа в Освободительной войне стала победой народного духа нам нестабильностью и страхом. Мы шли неизведанной дорогой, но цель была ясна. В народной армии Эстонии, уходившей на Освободительную войну, не были важны ни социальное происхождение, ни имущественное состояние, ни образование, ни национальность. Для добровольцев, которые первыми пошли защищать Эстонию, были важны идеи и цель, верность принципам», - сказал Ильвес.

Ильвес отметил, что в народной армии Эстонии бок о бок с эстонцами сражались немцы и русские, финны, латыши, евреи и другие народы. «Сражались дворяне и хуторяне, торговцы и студенты. Они все сражались за демократию и Эстонскую Республику. Эстония была нашим общим делом в Освободительной войне и остается им по сей день», - сказал президент.

Армия как социальная сеть

Президент подчеркнул, что в современной армии Эстонии, как и в годы Освободительной войны, не имеют значение национальность и социальное происхождение солдат и офицеров.

«Об армии как о среде интеграции говорили и ранее. Я верю, что для этого есть основания. Как иначе могли бы встретиться парень-эстонец из Вырумаа и нарвский юноша? Но армия не только интегрирует русских и эстонцев в обществе Эстонии. Вопрос не только в том, чтобы парни из Вырумаа и Нарвы встретились раз в жизни. Вопрос также заключается в том, как и где пересекутся, например, пути сыновей тартуского профессора и рыбака из Ляэнемаа», - сказал Ильвес.

По словам президента, Эстония слишком мала для того, чтобы иметь изолированные слои общества, не имеющие контактов друг с другом. «Сила маленького государства в том, что в частной жизни министр знаком с рабочим, а писатель – с фермером, и у них есть общие темы для обсуждения», - сказал Ильвес.

«Мы добьемся успеха только в том случае, если элита будет элитой лишь в духовном смысле, а не так, чтобы кто-то искусственно изолировал себя от общества и с презрением относился к другим людям», - сказал президент.

По оценке президента, если молодой человек называет службу в армии пустой тратой времени, то к элите в духовном смысле его причислять нельзя.

Обороноспособность и НАТО

Президент также вспомнил о том, как 70 лет назад правительство Эстонской Республики без военного конфликта передало власть в стране Советскому Союзу.

«С тех пор мы много слышали и сами говорили о том, надо ли было оказать сопротивление. Об этом спорили 70 лет. Эта рана от потери государства не затянется. Она обособляет и разделяет, она дает основания для мистического толкования нашей истории и не всегда позволяет спокойно ставить цели на будущее», - сказал Ильвес.

Ильвес напомнил, что 70 лет назад в Эстонии была всеобщая воинская повинность, а также имелись резервы. Так президент подвел речь к необходимости поддерживать боеготовность резервистов в современной Эстонии, проводя учения.

«Система учений для резервистов в последние годы встала на ноги. Этому я искренне рад», - сказал президент.

Ильвес отметил, что для тех, кто не может проходить действительную срочную службу, есть альтернативная служба. «А если действительную и альтернативную службу считают тратой времени, считают чем-то, что должны делать другие, то нет никакого смысла спрашивать «надо ли было оказать сопротивление». Если мы не готовы постоять за свое государство, почему мы должны ожидать, что государство защитит нас?» - сказал Ильвес.

«Сегодня, в День победы, мы думаем о вооруженной защите эстонского государства. Это правда, что наше государство защищает НАТО, но НАТО делает это эффективно лишь в том случае, если мы сами готовы защищать свое государство. Защищать на срочной службе и в резерве, на альтернативной службе и в Кайтселийте. Вместе с этим мы защищаем права демократического государства, возможности и свободы», - сказал Ильвес.

 

Перевод статьи:  ИноСМИ.Ru