Олев Ремсу (Olev Remsu), "Ohtuleht". Публикуется в переводе ИноСми.Ru
Если мы сможем нормально обходиться со всеми государствами мира, то извне нам ничто не угрожать не будет. Это утверждение касается восточного соседа, неважно, что у нас есть противоположный пример из 1939-1940 годов. Руководство Эстонии сделало тогда все, чтобы большевики не сердились, в газетах были запрещены отражающие правду статьи о плохой русской/советской действительности, но пользы от этой предосторожности было немного. Произошло то, что произошло. Мы можем только предполагать, что в случае обострения отношений дело закончилось бы еще более плачевно, во всяком случае, для руководящей тройки. В варианте оккупации 1940 года двое высших лиц (Константин Пятс и Йохан Лайдонер) по меньшей мере, сохранили свои жизни, Карел Ээнпалу умер в тюремном лагере.
Кто принял решение?
Итак, в 2010 году наш президент Тоомас Хендрик Ильвес отправится в Москву посмотреть на парад 9 мая. Надеемся, что в суете большого праздника, принимая других гостей, у Медведева все же найдется время для более обстоятельной беседы с Ильвесом.
Но прежде всего, следовало бы порассуждать, а что заставило нашего президента отправиться в Москву? Выбор ехать-не ехать ведь висел некоторое время в воздухе, противоречивые предположения-советы вызывали напряжение.
Направлено ли приглашение совершенно неожиданно? Или еще до его официального получения по дипломатическим каналам перед поездкой Ильвеса Москве были выдвинуты некие условия? Например, чтобы наш президент не оказался рядом с портретами Сталина, ибо каким бы ни был Сталин большим союзником для западных государств, вопрос об оккупации Эстонии в 1940 и 1944 годах решал все же именно он. Согласились ли с нашими условиями, тайком пообещав, что Сталин превозноситься не будет… Если так, то визит Ильвеса принесет пользу российскому народу, попытки реабилитации тирана Сталина притормозятся.
Пропаганда Сталина сейчас сверх-популярна по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова, но его высокий имидж среди народа уже давно стал головной болью для Кремля.
Или все это вместе взятое является внутриполитической интригой в России с целью свержения Лужкова? Все еще работающие в паре Медведев-Путин хотят подрезать крылья Лужкову, иначе контроль над ним может быть утрачен.
Пойдем с вопросами далее.
Было ли решение Ильвеса его личным выбором? Или ему намекнули в Вашингтоне, где надеются на поддержку России в войне в Афганистане, а также в обуздании ядерных амбиций Ирана и Северной Кореи? Ведь ясно, что для получения большей помощи от России американцам нужно идти на уступки и укрощать наиболее непослушных подчиненных в других местах. И почему бы делать это в небольшой Балтии, на задворках нынешнего мира? Или вовсе идет бартерный обмен Балтия – Латинская Америка? Америка понижает градус радикальности здесь, Россия сокращает свою активность в традиционной сфере интересов США на американском континенте?
Верное решение
А Брюссель, где надеются на скорое появление единой внешней политики Европейского союза? И Эстония поддерживает этот курс. Не дали ли там понять, что хватит с вас эмоций и ковыряния в прошлом, решения настоящего определяет прежде всего прагматизм? Выступив против «Северного потока», вы так или иначе остались в меньшинстве, хватит кидать палки в колеса. Несмотря на вашу крикливую позицию, отношения между Европейским союзом и Россией не ухудшились, а скорее наоборот, речь пошла аж о визовой свободе между ЕС и Россией.
О запорах говорят, что они могут остановить только честных людей, это же касается и пограничного режима. Передвижению преступников и шпионов не помешает ни одно войско, только что мы смогли прочитать об аресте российских мафиози в Европе. И сколько еще найдется в Европе этих незваных гостей из России, о которых никто никогда не прочет ни единой строчки. Визовая свобода не ведет к увеличению числа преступников или разведчиков, но зато отмечать к нам свои праздники смогут приезжать многие денежные российские туристы, что даст нашим людям работу, а предпринимателям доходы. Но введение визовой свободы может затормозиться скорее из-за проблем России, у нее там свои особые отношения со странами СНГ (которые не должны привноситься), а также заграничные паспорта, которые никак не акцептируются демократией.
Но откуда бы ни пришел совет поехать в Москву, решение, по-моему, принято правильное. Надеемся, что визит Ильвеса позволит шире открыть дверь для экономических и культурных отношений. Неважно, что восточного соседа, как и нас, сейчас тревожит кризис. Из всех наших соседей у России самый большой экономический потенциал. И российские достижения культуры безо всяких сомнений в числе самых высоких в мире. Кто отворачивается от них, определяет себя на темноту. Для нас российская глубинная культура может стать противовесом процветающей здесь коммерциализации.
Повторится позапрошлый год?
Но что все же произойдет, если на параде Победы или на каком-либо ином мероприятии 9 мая напрямую или опосредованно Сталина все же будут превозносить под предлогом, что историю нельзя подвергать цензуре, что 65 лет назад такой же парад проходил под портретами именно Сталина?
Вспомним, что произошло в 2008 году на Пятом всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске.
Медведев выступил на нем с речью, в которой подверг критике критиков ситуации с финно-угорскими народами в России. Ильвес затем в своей речи привел контраргументы. Обе речи с противоположным содержанием все же не выходили за рамки дипломатического этикета. Но затем председатель комиссии по иностранным делам Государственной думы России Константин Косачев довольно резко обвинил Эстонию в совершенно абсурдном нарушении прав человека и Ильвес вместе со своими сопровождающими лицами покинул зал во время речи.
Наверняка Москва помнит этот случай. Сейчас стоит задасться вопросом: хочет ли кто-либо его повторения?
Если превозношение Сталина в Москве все же состоится, произойдет это случайно или будет спровоцировано, Ильвесу и в самом деле не останется ничего иного, кроме как сделать то же самое, что и в Ханты-Мансийске, иначе его можно будет упрекнуть в дефиците принципиальности. С уходом Ильвеса с какого-либо мероприятия престиж России в определенных кругах может пошатнуться, но это для Москвы будет малым минусом наряду с плюсами. Знаковый уход Ильвеса привлек бы внимание к продолжающемуся упрямству Москвы, демонстрирующему непоколебимость их национальной исторической концепции. Эстония обретет статус черной овцы, Москва сделает шаг на пути нашей и всей Балтии (и Польши) изоляции.
Нашим плюсом станет лишь мимолетный шум в мировых СМИ, и все.
Итак – повторится ли в Москве Ханты-Мансийск? Надеемся, что нет. Так или иначе, визит Ильвеса является рискованным предприятием, но ведь политика и есть хождение по острию ножа.
Перевод: Хейно Сарап