Ести экспОчередной материал, посвящённый "русскому вопросу", разместило на своих страницах эстонское издание "Ээсти экспресс". Его автор, магистр истории Сергей Стадников, размышляет о плюсах и минусах интеграционной политики государства.

 

Безнадежность русского вопроса и новые эмигранты Эстонии "Eesti Ekspress" )

 

Перевод радио "Голос России"

 

Сергей Стадников, магистр истории.

 

Вспоминая почти двадцатилетние события времен «поющей революции», приходят на память и различные сценарии решения так называемого русского вопроса в программах различных политических сил или в их видениях. Начиная с самых радикальных – всех «оккупантов» следует в скорейшей порядке выгнать из страны – до относительно мягких.


Так, на одном из политических собраний той поры председатель Верховного совета Эстонской республики и будущий глава государства Арнольд Рюйтель высказал надежду, что в результате политических изменений эмигрируют из уже независимой Эстонии не менее 300 тысяч так называемых «инородцев», а оставляемое ими жилье можно будет использовать для решения острого квартирного кризиса. Очень рациональная мысль. Кстати, на сегодня из республики выехали уже не менее 130 тысяч неэстонцев – по большей части, конечно, русские и, само собой разумеется, главным образом в Россию. Это впечатляющее число, однако, довольно далеко от высказанного идеала, но, как говорится, и это дело.


С другой стороны, к середине 1990-х годов уже выявились и с ужасающей скоростью начали проявляться негативные демографические тенденции: сокращение прироста населения, разумеется, прогнозировали, но не столь резкое. Эти тенденции на сегодня замедлились, но решающего поворота к лучшему все же не произошло. И это уже на протяжении последних двадцати лет.


Так и была поднята впервые связанная с русскими дилемма: с одной стороны, значительно сократившаяся численность здешних русских является гораздо более терпимой. С другой стороны, большинство эстонского населения считает это сообщество все еще угрожающе большим. И апрельские события трехлетней давности (связанные с переносом памятника советскому Воину-освободителю Таллина от фашистов в апреле 2007 года – прим. ред.) такую позицию или убеждения только углубили. Разумеется, подчеркнуто национально-озабоченные эстонцы желают продолжения исхода «инородцев» из Эстонии.


В то же время перед малым государством встают многие экзистенциональные проблемы – увеличение численности пенсионеров и эмиграция молодежи различных национальностей. Зададим исконно русские вопросы: кто виноват и что делать? Здешние люди в своем подавляющем большинстве совсем не прочь принимать беженцев из третьего мира, например, из Судана или Сомали. Кроме того, эти в прямом смысле слова настоящие эмигранты стремятся зачастую сблизиться с проживающими здесь национальными меньшинствами. Пока только на бытовом уровне. Несколько индокринированные головы местной политической элиты пытаются делать ставку на позитивный пример, по меньшей мере, частично ассимилированных или интегрированных молодых неэстонцев.


Здесь у меня лично возникает недоумение в связи с активным экспонированием властями учащегося Мустамяэской реальной гимназии Сергея Метлева как яркого примера интеграции (Метлев «прославился» тем, что подверг резкой критике посла РФ в Эстонии Николая Успенского, который в интервью газете «Трибуна» назвал Языковую инспекцию «карательным органом» - прим. ред.). Он был награжден министром образования из партии Союз Отечества и Республика (национал-радикальная эстонская партия – прим. ред.) Тынисом Лукасом по итогам 2009 года премией за выступления и статьи в поддержку националистической политики сохранения и развития языка. В будущем нельзя исключать даже ордена! Но возникает сомнение: неужели положение с эстонским языком в современной Эстонии столь ужасающе, что нуждается в столь быстром признании и официальном представлении мнения одного очень молодого человека?


Гораздо важнее мнение русских по данному вопросу. И нужно признать, что большинству «инородцев» г-н Метлев вовсе не нравится. Констатирую этот факт совершенно без эмоций. Поражает только игнорирование пребывающих у власти политиков мнением неэстонцев. Хотя некоторые из них явно осознают непригодность этой фигуры-экспоната для подавляющего большинства «инородцев». Но зададим хотя бы риторический вопрос: кого интересует мнение манипулируемого объекта?! Ведь очередная интеграционная галочка поставлена.