Записал Борис Серов. Фонд «Русский мир».

 

Школа русской культуры и языка в Пярну – популярном летнем курорте в Эстонии – работает уже второй год при поддержке фонда «Русский мир». Здесь изучают русский язык, литературу, историю искусства и историю православия. Школа действует на базе учебно-развивающего центра Järeleaitaja, который возник после закрытия одной из двух русских школ города. С руководителем этого центра Наталией Александровной Рафиковой мы побеседовали о русскоязычном образовании и русских жителях Пярну.


Рафикова – Занятия в школе проходят каждый день, включая субботу, – рассказывает Наталия Рафикова. – Их посещают как дети из русской школы (она одна в Пярну), так и из эстонских школ, где учатся многие дети из русских семей. Есть небольшое количество и эстонских детей. В этом году у нас значительно больше учеников, чем в прошлом, и, думаю, в следующем будет ещё больше. Здесь же занимаются и дошкольники, начиная с пяти лет. Есть и взрослая группа: им преподаётся курс русского языка для работников банковской сферы и сферы обслуживания.


В школе ежегодно проходят конференции – не только для учеников, но и для всех жителей Пярну. В прошлом году конференция называлась «Русские в Эстонии», в этом – «Русские в культурной жизни Эстонии». Мы приглашаем учёных, общественных деятелей, профессоров из Тарту и Таллина.


Во втором полугодии мы традиционно проводим семинар по искусству. В этом году он состоится 6 марта и будет посвящён художественной культуре Древней Руси.


– Уровень владения русским языком у детей, посещающих русскую школу и эстонскую, сильно различается?


– Конечно. Дети, которые ходят в эстонскую школу, вообще не изучают русскую литературу, знакомство с Пушкиным или Лермонтовым – для многих из них открытие. Они говорят по-русски, и даже без акцента, но словарный запас настолько беден, что даже те эстонцы, которые приходят к нам изучать русский язык, хотя и говорят с акцентом, обладают более богатым лексическим запасом. Такие дети владеют языком только на бытовом уровне.


– Почему эстонцы приходят в вашу школу?


– Взрослые эстонцы приходят, поскольку многим это нужно для работы. Для того чтобы устроиться на работу, какая бы политика ни проводилась, русский язык всё-таки нужен. Особенно это заметно в банковской сфере, сфере обслуживания.


– Пярну – это эстонский город? Местные русские предпочитают отдавать своих детей в эстонские школы?


– Преимущественно это эстонский город, это, конечно, не Таллин, где русских значительно больше. Сейчас в Пярну нет ни одной русской газеты – раньше было две. Как я сказала, в городе одна русская школа, в которой сейчас учится приблизительно 600 учеников. Нет, я не могу сказать, что русских детей в эстонских школах больше, но всё же их там достаточно.


– Всё же тут есть какая-то динамика?


– Да, раньше в Пярну были две русские школы, между ними была какая-то конкуренция, а у родителей – право выбора. Сейчас русская школа одна, а эстонских значительно больше. Некоторые родители, думая в какой-то степени и о будущем детей, отдают их в эстонские школы. Ведь чтобы затем получить высшее образование, нужно знать эстонский язык в совершенстве. Тем не менее когда мы открыли младшую группу для учащихся из эстонских школ, родители стали приводить их к нам. Эти дети, таким образом, параллельно учат эстонский и русский языки. Нескольких из них мы даже смогли в этом году перевести в группу с детьми из русской школы.


– Школьники высказывают желание продолжить обучение в России?


– В первый год работы нашего центра я рассказывала всем ученикам о возможности поехать учиться в Россию по программе. Тогда этой возможностью воспользовался только один мальчик, теперь он учится в Калининграде и очень доволен. В этом году было больше желающих, но и конкурс, чтобы учиться в России, значительно выше. Три года назад большинство говорило: «У нас ориентир на Европу», – а в этом году многим захотелось учиться в России.


– Русские в Пярну ощущают себя общиной?


– У нас действуют всякие общественные организации, например, Общество славянских культур, танцевальные коллективы, которые входят в Союз русских просветительских и благотворительных обществ в Эстонии, поэтический клуб «Надежда», но всё это для пожилых людей, молодёжи там очень мало. Вот как раз наша школа приобщает к русской культуре молодёжь. Важно приобщение не только к народному, но именно к интеллектуальному достоянию русской культуры.