В преддверии двух событий — годовщины Бронзовой ночи и 75-летия победы в Великой Отечественной войне среди эстонских политиков снова вспыхнула полемика о том, что символизирует дата 9 мая для эстонцев. Мнение Катри Райк (Социал-демократическая партия) спокойнее, чем старая позиция национал-либералов: о праздновании 9 мая и важности этой даты для эстонского общества нет смысла спорить, а гвардейская лента - неотъемлемая часть праздника Дня Победы.
В вооруженных силах Красной Армии, в партизанских, ополченческих и других формированиях СССР служили 47 тысяч эстонцев, 13 из которых стали Героями Советского Союза. Безусловно, из мейнстрима невозможно выбросить историю национальной Эстонской дивизии СС – но предатели было меньше, чем героев, во всех странах Второй Мировой войны. И военные преступления в Эстонии оказались не настолько чудовищными по своей масштабности и жестокости, как в соседних странах Балтии – в Латвии нацисты и местные коллаборационисты уничтожили 95 тысяч жителей еврейской национальности, в Литве – 220 тысяч, а в Эстонии – 6 тысяч. Да, это тоже очень много, и судьба каждого из мучеников Холокоста не может быть забыта или прощена.
Последний из эстонских палачей, бывший комендант концлагеря в Тарту Карл Линнас, был заочно приговорен к смертной казни в связи с участием в уничтожении от 3500 до 12 тысяч человек, часть из которых была евреями. Военного преступника выдали США и он умер в тюрьме в еще советском Ленинграде. На оккупированной немецкими войсками территории Эстонии было создано более 150 различных мест насильственного содержания и уничтожения граждан, включая 19 концлагерей. Но все же до такого тотального расчеловечивания, как в соседних республиках Балтии при нацистской оккупации, эстонцы не дошли. К счастью, политики сделал выводы из переноса памятника воину-освободителю в "Бронзовой ночи", когда пролилась кровь мирных людей в центре Таллина.
Волны политической борьбы с памятниками советским воинам в Эстонии, как в Польше и как, сожалению, недавно с памятником советскому маршалу, командующим 1-м Украинским фронтом и почетным гражданином Праги Иваном Коневым от эстонцев не ждут. Президент Керсти, кстати, тоже не поддерживает войну с мемориалами – это низкий жанр политики. Тут Эстония во многом похожа на Финляндию – страну, объявившую ближе к концу войну гитлеровской Германии, а в послевоенное время сохранившую военный нейтралитет. Сегодня Хельсинки против вступления в военный блок НАТО и за сохранение прагматизма отношений с Россией.
Я думаю, сравнивая и сопоставляя, что политика Эстонии все же менее инфантильная, чем у соседних Литвы и Латвии. Там бывают просто безумные, абсолютно иррациональные пароксизмы "кремлефобии", пропаганда антироссийских настроений и даже расовая ненависть. В Эстонии ксенофобия не так резка. Это говорит только в пользу политики северной прибалтийской юрисдикции. Невозможно отрицать, что освобождение Прибалтики и Эстонии в результате наступательной операции 1944 года дало мощный импульс индустриализации страны – во всем, начиная от терминалов Таллинского большого порта и заканчивая сланцевой шахтой "Эстония" и турбинами ТЭС Кохтла-Ярве, стоит печать советских воинов-освободителей, как знак качества.
Эстонцы благодарны освободителям, потому что нацизм – это абсолют зла. Все понимают, что в планах Адольфа Гитлера индустриализация национальных суверенных экономик стран Балтии не значилась. Мне странно, что эстонские политики, и националисты, и европейские христианские демократы, так много своего внимания уделяют пессимизации личности Сталина – евродепутаты от Эстонии, исключая Яну Тоом, поддержали резолюцию ЕП, уравнивающую коммунизм и фашизм. Впрочем, мнение людей на улицах города, это не позиция популиста вроде премьера Ансипа, получившего в награду за борьбу с бронзовым "Алешей" в Таллине пост еврокомиссара. Ведь как было уже сказано выше: о важности 9 мая для эстонцев нет смысла спорить, а гвардейская лента – неотъемлемая часть праздника Дня Победы. С праздником!
Полезная ссылка: Галерея памяти doroga.mil.ru