Мария-Кристина ФадееваМосковский международный Салон образования (ММСО) открылся в столице России 26 апреля. В этот раз, по понятным причинам, форум, в рамках которого пройдет порядка 200 мероприятий с участием около 1000 спикеров , проводится на цифровой видеоплатформе.

О том, как происходила «перестройка» форума на цифровые «рельсы» и том, как повлияет на образование ситуация с коронавирусом Московскому Дому соотечественника рассказала Мария-Кристина Фадеева, куратор ММСО, считающая, что «тот опыт в образовании, который мы приобретаем в условиях карантина, будет востребован и после его окончания»

- Мария, как давно было принято решение проводить ММСО в цифровом формате?

-- Мы готовили оффлайн-версию до 11 марта, когда ВОЗ объявила эпидемию коронавируса пандемией, и стало понятно, что мероприятие не может быть проведено так, как задумывалось.

Именно с этого момента началось перестраивание формата, и это, мягко говоря, было не очень просто, потому что мероприятие такого уровня перевести в онлайн – это решение не просто многовекторных задач, но и многоуровневых.

Да, были и есть различного рода онлайн-платформы, но понятно, что до этого года они в таком объеме не использовались. И соответственно, надо было и придумать соответствующую платформу, и создать ее.

Отдельная тема – переработка программы под онлайн. Потому что, скажу очевидное, когда предполагается живое общение – это одно, а когда такое количество экспертов и участников нужно представлять в Сети, и не просто представлять, а делать их взаимодействие эффективным – это совсем другое.

Особенно важно отметить, программа перестраивалась и потому, что сейчас понятно – всё начало крутиться вокруг «дистант-образования», темы образования в условиях изоляции, темы образования будущего, вектор которого меняется на наших глазах.

То есть повторюсь, мы перестраивали и технологическую составляющую мероприятия, и программную.

Что касается того, чего всей нашей команде вся эта перестройка стоила – всякий, кто имел когда-нибудь отношение к созданию сайтов, понимает, сколько времени нужно на это. Я имею ввиду, не сайта-визитки, не лендинга, а сайта проекта, который планирует жить долго и счастливо. Нам же за срок, который вы можете сами посчитать, пришлось создавать полноценный сервис для проведения масштабного мероприятия, которое изначально планировалось проводить оффлайн.

Отдельно отмечу, что все уже имевшиеся платформы, которые к тому же никогда не тестировались на столь масштабных мероприятиях, разработки не российской. Нам было принципиально важно делать проект на российской платформе.

- Одной из основных тем ММСО в этом году – онлайн-образование. Вы сама мама ребенка школьного возраста,ваш ребенок, как и дети многих из нас, уверен, сейчас учится онлайн. И вы имеете возможность наблюдать за этим, что называется, в прямом эфире. Какие перемены происходят в связи с переходом образования в тот формат, который мы имеем сейчас? И вообще дистант-образование, извините за, может быть, дилетантский вопрос, - это хуже или лучше оффлайна?

- Меняется, хотим мы того или не хотим, сам подход к образованию. Если раньше мы просто сдавали ребенка в школу (и да, безусловно, мы следили за его успехами и неудачами, контролировали то, что с ним происходит), то теперь родитель, наблюдая за самим процессом обучения, видит какие-то огрехи в обучении, в подходе к его ребенку, или наоборот, видит какие-то таланты у своего ребенка, которые он (родитель) раньше не замечал– как вы сказали, в прямом эфире. То есть, родитель фактически имеет возможность стать продюсером образования своего ребенка.

Плюс перестраиваются сами дети, те из них, кто оказался готов к дистант-образованию. Причем, готов в широком смысле – кто-то готов или не готов психологически, у кого-то не такого качества Интернет, чтобы полноценно получать дистант-образование, у кого-то учителя не готовы к такому формату (и это тема для отдельного разговора).

Поэтому хуже или лучше дистант-образование – это покажет время, но то, что потребности поменяются – это однозначно.

- Чьи потребности?

- Учителей - с точки зрения подачи материала. Родителей –с точки зрения бОльшего понимания, чему и как учат его ребенка. А для детей – безусловно, многим из них это понравилось. Конечно, они скучают по школе, по учителям, какие-то предметы проще изучать в школе. Но какие-то знания можно (причем, с меньшими затратами, и времени, и сил) вполне можно получать и на дистанте.

Что на мой взгляд, важно. Даже когда карантин закончится, тот опыт, который мы все сейчас приобретаем, будет использоваться и в дальнейшем. Это очень интересный опыт, и с психологической, и с технологической точки зрения. И он не уйдет в никуда.

- Многие говорят о «дегуманизации» образования в связи с его переводом в онлайн. Мол, как же личное общение с учителем и т. д?

- Конечно, личный контакт очень важен – возрастную психологию никто не отменял, и без таких контактов ребенок не сможет развиваться, социализироваться. Вместе с тем, повторюсь, тот опыт, который мы все сейчас приобретаем, безусловно, тоже очень важен, и окажет гигантское влияние на будущее образования.

Беседовал Аркадий Бейненсон