В начале февраля Владимир Путин встретился с рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию России и поддержал предложение о том, что в проект нового Основного закона должен быть дополнительно внесен четкий «запрет на отчуждение территорий России», что может усилить позиции антироссийские партии в некоторых государствах.
Территориальная неделимость
Как правило, в конституциях различных государств мира неприкосновенность границ, территориальная целостность и суверенитет страны являются основополагающими статьями в главном государственном законе. Казалось бы, это вполне логично, ведь государство — это и есть некая суверенная территория, населённая людьми, имеющая чётко определённые границы и живущая по своим законам.
Хотя, конечно, есть и исключения, так, например, в основном законе Республики Мали сказано, что она «уполномочена заключать соглашения об объединении с любым государством Африки, которые подразумевают частичную или полную утрату суверенитета с целью предоставления дополнительных возможностей Союзу государств Африки». В свою очередь в Конституции России целостность и суверенитет страны обеспечивает статья 4.
Правда, при этом данная норма не исключает возможности заключения соответствующего международного соглашения, на основании которого в результате выражения суверенной воли Российской Федерации часть её территории может быть передана под юрисдикцию иного государства. Поэтому принятие новой поправки нужно, чтобы на юридическом уровне закрепить невозможность передачи российских земель.
Кроме этого, по словам первого заместителя главы Комитета Государственной думы по обороне Андрея Красова, данное положение необходимо, дабы умерить желания некоторых стран получить в своё владение некоторые российские земли. Тем самым, по его мнению, после принятия этой поправки буде исключена любая возможность продажи, отдачи, или дарения какой-либо части территории России другим государствам.
«Все чаще в зарубежных СМИ появляются сообщения о Курилах и правомочности их обладания Россией, о Крыме, Калининграде, Арктической зоне… Когда в Основном законе нашей страны будет прописана невозможность продажи, передачи или дарения территорий, то аппетиты некоторых стран, которые претендуют на часть территории нашей страны, поубавятся», – заявил депутат.
Боязнь грядущего
Действительно, проблема принадлежности южных Курильских островов между Россией и Японией является актуальной со времени окончания Второй мировой войны. В свою очередь вопрос Крыма уже пять лет как не уходит из повестки дня и думается, продолжит оставаться определяющим ещё очень долго. Также на некоторые территории России претендует Корея, да и у Эстонии до сих пор остаётся не урегулированной граница с Россией.
В связи с этим конституционное уточнение выглядит вполне логично, особенно в связи с периодически возникающими вопросами о том, что будет со страной после ухода Путина. Судя по всему, в высших эшелонах власти существуют опасения по поводу того, как пойдут дела в будущем, и не согласится ли следующий президент пойти на территориальные или иные уступки, в угоду другим странам.
Данные опасения напрямую связаны с распадом Советского Союза, и предшествовавшей этому политикой уступок Западу со стороны Горбачева, а также первыми годами правления Ельцина, когда им была сказана хрестоматийная фраза: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Вследствие этого у подобных страхов существуют основания, что новый глава государства, ради каких-то своих целей решит пойти на уступки Западу, а значит, перечеркнёт всё, что было сделано его предшественником.
Правда, многие западные эксперты считают, что путинская эпоха закончится ещё не скоро. Так, в докладе аналитического центра Centre for European Reform прямо указывается, что Путин является настолько важной фигурой для российской политической системы, что он и после 2024 года сохранит влияние на процесс принятия решений. Однако всё равно, рано или поздно, но он перестанет управлять страной и закрепление в Конституцию России территориальной неделимости, точно должно упрочить сложившееся положение.
Рост новых конфликтов
В то же время, думается, что если конституционная реформа на самом деле преследует подобную цель, то желающие этого явно поспешили. Ведь президент в принципе не может в одиночку отдать часть территорий какому-то другому государству – у него нет таких полномочий. Да и просто высказывание такой идеи, идущей вразрез с мнением абсолютного большинства российского общества, окончилось бы для него политическим самоубийством.
Кроме этого, возможно, что эта поправка может привести к определённым проблемам во взаимоотношениях с другими государствами, имеющими с Россией территориальные споры, которые по новой Конституции могут быть заморожены навечно. Тогда как если же Россия захочет расширить свои границы в Арктике, то можно ожидать появления новых споров с соседями в этой части света – Соединенными Штатами, Канадой, Норвегией и Данией.
Также останется не урегулированной граница с Эстонией, что даёт возможность такой партии как EKRE постоянно спекулировать на территориальных претензиях к России. Так, спикер эстонского парламента Хенн Пыллуаас, представляющий эту партию, недавно заявил, что граница с Россией должна соответствовать Тартускому мирному договору 1920 года, по которому Таллину отходила часть Ленинградской и Псковской областей.
EKRE является одной из ведущих партий и не исключено, что такие заявления её лидеров лишь добавят ей политических очков, особенно если она попытается представить изменения в Конституцию как агрессивную попытку России расширить свою территорию. Тем самым подобными действиями Россия сама предоставляет повод для критики своим недругам и рискует усилить позиции антироссийски настроенных сил, что ей естественно не нужно.
Оригинальная статья - Andris Caune: kuidas Venemaa pohiseaduse muutmine voib mojutada Eestit?