Кадриорг22 июля 2019 года одному из старейших дворцово-парковых ансамблей Эстонии и Европы Екатериненталь (Кадриорг) в Таллине - исполнился 301 год.
Современный Кадриорг состоит из Нового дворца, объединенного с Верхним (дворцовым) садом административным зданием постройки 1939 года в единый архитектурно-хозяйственный комплекс, Старого дворца (домик Петра I), Нижнего сада у северо-западного фасада дворца, Верхнего и Нижнего парков, в которых сохранился ряд построек: дом для приезжих, караульня, ледник, кухня, дом кастеляна, лебединый пруд.

Возникновению ансамбля предшествовали следующие исторические события. Северная война на территории Эстляндии фактически закончилась капитуляцией шведского гарнизона и остзейского дворянства (рыцарства) 29 сентября 1710 года, но мирный трактат был заключен только в 1721 году. Присоединение территории Эстляндии к России было важным событием, как для государства российского, получившего выход к Балтийскому морю, так и для эстонского народа, чья вековая этническая изоляция закончилась с присоединением к многонациональной России. Петр I выбрал Ревель базой для российского военного флота, куда впервые прибыл 13 декабря 1711 года. Всего Петр I побывал в Ревеле одиннадцать раз, последний раз - в 1723 году.

Летом 1714 года царь приобрел у ревельского горожанина Дрентельна загородный дом вместе с постройками и большим участком земли, расположенным у подножия Ласнамяги. О событиях 22 июля 1718 года в хронике Петра I записано следующее:

"Петр Великий, будучи в Ревеле, изволил быть на загородном дворе, и близ того же двора размеривали фундамент, где быть палатам и огороду; в присутствии был архитектор Микетти".

2 сентября 1718 года считается днём рождения дворцового парка, получившего в честь императрицы название Екатериненталь (эст. Kadriorg - Долина Екатерины). Генерал-губернатор Эстляндии князь Меньшиков получил указание Петра I отобрать на территории между Ревелем и Нарвой деревья, которые могли бы подойти для украшения парка. Руководители работ из окружения Микетти часто менялись в Кадриорге. Здесь по очереди трудились Гаэтано Киавери, "механист" Антонио Алимари из Венеции, "механист" Джакопо Гаспари, подмастерье архитектора Михаил Земцов и "архитектурный студент" Григорий Небольсин. Особые заслуги в претворении в жизнь планов Микетти по разбивке парка имели Г. Киавери, М. Земцов и садовник И. Сурьмин.

В год смерти Петра I (1725) парк не был еще готов, а дворец стоял в лесах. Екатерина I не проявляла интереса к завершению строительства и больше Ревель не посещала. Окончательный облик парка сложился только к 1731 году. Екатериненталь изначально предназначался не только для императорской семьи, но и для всех жителей Ревеля.

Главную композиционную ось парка определяла бывшая "аллея Дрентельна", остальное членение - природный рельеф с тремя пологими склонами, красивая дубовая роща у моря, ручей в стороне города и плитняковый глинт Ласнамяги. На основе принципов геометрии строителям парка надлежало добиться синтеза сети аллей, каналов, подстриженных изгородей и шпалер, цветочных партеров и водяных затей с архитектурными формами. Такое устройство парка, подчиняющего хаотичную природу, напоминает сказочные сады короля Людовика XIV в Версале, в котором Петр I побывал лично.

Нижний сад имел сложную структуру. Параллельные аллеи, пересекающиеся под прямым или острым углом, были расположены относительно центральной аллеи по принципу зеркального отражения. В местах пересечения аллей оставлены круглые площадки для беседок, фонтанов, скульптур, скамеек и урн с цветами. По краям аллей были вырыты каналы, облицованные каменными плитами. Через каналы были переброшены четыре мостика с воротами. Ворота присоединялись к деревянным балюстрадам, обрамляющим края парка.

По первоначальному плану композицию Нижнего сада завершал полукруг с большим бассейном и фонтаном в центре. В 1723 году план был дополнен примыкающими к полукругу "крытыми дорогами" или прогулочной галереей. Она состояла из дугообразной колоннады с крышей и маленькими павильонами (потешными домами) в середине и на концах. Внутри стояли скамейки. Между колоннами укрепили с помощью проволоки деревянные решетки для вьющихся растений. Рядом с галереей росли изогнутые липы и клены.

Аллеи Нижнего сада окаймляли шпалеры лип, под которыми были высажены и различные лесные деревья. Живые изгороди вокруг сада образовывали пять аллей, которые в 1731 году состояли из 622 лиственных деревьев (липы, клены). Летом в аллеях устанавливали на шестидесяти постаментах глиняные урны с цветами. Нижний сад украшали 18 полукруглых беседок.

Идею создания лебединого пруда в Нижнем парке Петр I изложил в 1723 году, однако пруд был окончательно готов только 30-е годы XVIII века. Старинное происхождение имеет и Морская аллея, которая тянется от дворца к морю и заканчивается сейчас памятником погибшему в штормовой Балтике броненосцу "Русалка". Верхний и Нижний парки были украшен скульптурами, каскадами и фонтанами, для устройства которых был проведен специальный канал из озера Юлемисте. Верхний сад размещался за дворцом на двух уступах на одной оси с Нижним садом. Сегодня в саду сохранился лишь рельеф местности.

Для покрытия расходов по содержанию дворца и парка были выделены доходы с казенных имений Арукюла, Пенинги, Костивере и других. Рядом с парком, ближе к городу (где сейчас улица Leineri), была основана слобода для крестьян, обслуживавших дворец и парк. Слободу населяли казенные крестьяне, привезенные из центральной России. К Новому дворцу в Екатеринентале было приписано несколько тысяч человек дворцовой прислуги, парковых смотрителей, рабочих и слободского люду.

После смерти Петра I парк, дворец и домик царя находились в небрежении. Уже к 1736 году домик и дворец пришли в плачевное состояние. Предназначенные для содержания Екатериненталя имения были раздарены царским фаворитам. В мае 1804 года Ревель посетил император Александр I. На следующий по прибытии день он осмотрел домик Петра I и, найдя его в крайне жалком состоянии, распорядился относительно необходимого ремонта. С этого времени домик вместе с дворцом и парком находился на содержании российской казны.

По проекту землемера К.Фельмана в 1823-1825 годах были приведены в порядок дорожки парка. По эскизам архитектора И.Бантельмана построили красивые беседки-павильоны, изготовили парковые скамьи. На окраине парка были выстроены дачи. Во второй половине XIX века на дачах в Екатеринентале ежегодно до 400 семейств проводило весенне-летнее время. В конце столетия работы по благоустройству парка приобрели большой размах. В Екатериненталь была проведена ветка узкоколейной железной дороги и устроена собственная почтовая станция. Остатки станционного строения у въезда в парк можно было видеть еще в середине ХХ века.

В 1897-1900 годах по проекту рижского архитектора Э.Купхальда площадь Нижнего парка была выровнена, каналы засыпаны, высажены новые группы лиственных и хвойных деревьев. Парк был преобразован в стиле Ленотра таким образом, чтобы в плане он не только совпадал с архитектурными линиями дворцового комплекса, но и сам по себе изображал целый город из листвы, с широкими улицами и узкими переулками, расположенными звездообразно и заканчивающимися открытыми площадями. Для парадных выездов была построена кольцевая дорога (корсо).

Недалеко от домика Петра I ныне выходит фасад устроенного в твёрдом известняковом глинте ордовикского периода палеозойской эры Эстонского художественного музея - KUMU (Kadrioru kunstimuuseum).

Из парковых построек конца XIX века сохранились отреставрированные в 2007 году широкая лестница и фонтан, большой пруд с островом и беседкой, а также статуя Аполлона Бельведерского, напоминающая аналогичную парковую скульптуру у Колоннады Аполлона в российском Павловске.

Литература:

1. Peeter I maja Kadriorus. Tallinn, 1941.
2. Peeter I maja-muuseum Tallinnas. Ekskursioonejuht. Домик-музей Петра I в Таллине. Путеводитель. Tallinn, 1956. 3. Дом-музей Петра I. Таллин, 1975.
4. Павловск. Москва, "Искусство", 1952.
5. В.Я.Вага. Памятники архитектуры Эстонии. Ленигнград, Стройиздат, 1980.
6. М. Лумисте. Кадриоргский дворец. Таллин, 1976.
7. Ю.Куускемаа. Кадриорг. Дворцово-парковый ансамбль XVIII века. Таллин, 1985.