Всеволод ЮргенсонРастущий разрыв между богатыми и бедными становится для демократии испытанием на прочность. По данным последнего рапорта международной организации Oxfam, в 2018 году каждые два дня появлялся новый миллиардер, в то же время беднейшая часть человечества за полгода из и так скудного имущества потеряла 11 процентов. Можно спорить, сказалась ли на результатах рапорта Oxfam небывалая кредитная нагрузка среднего класса, но ясно одно, что расслоение, идущее такими темпами, может, в худшем случае, привести к общественным потрясениям, гражданскому неповиновению и уличным беспорядкам. Об этом предупреждает группа американских миллиардеров, рекомендующая привлекать сверхбогатых людей к решению сложных государственных проблем, поддержке работы по предупреждению климатических изменений и установлению налога на богатство. Мир уже не прежний, и охота за сверхприбылью, не выбирая средств, не может обеспечить устойчивый успех.

Страсть к дешевой иностранной силе тормозит развитие Эстонии

Конечно, у нас напряженность, вызванная неравенством, еще не столь утрирована, как в США, или в превратившейся для ограниченного числа богачей в настоящее эльдорадо Индии, и у влиятельных предпринимателей сохранилась ответственность за гармоничное развитие государства. У нас на первый план выходит тема мизерной зарплаты, причем в контексте насильственной контрабанды иностранной рабочей силы.

Одним из лейтмотивов предпринимателей и представляющих их организаций в последнее время стали нехватка рабочей силы и необходимость открыть границы для свободного от квоты ввоза ее из-за рубежа. В противном случае выдвигаются угрозы застоя экономики и национальной катастрофы. При этом извращаются причины потребности в иностранной рабочей силе. То нужно привезти из третьих стран рабочих-специалистов, особенно в области инфотехнологий, то утверждается, что необходимо экспортировать сельских тружеников или сборщиков ягод, поскольку ленивый местный народец не снисходит до простой работы. Вот и пойми, где правда, а где ложь. А может, положение вовсе не столь ужасно, как об этом говорят предпринимателя, утверждающие, что единственным лекарством от этого может стать массовая миграция?

Заставить экономику действовать и прекратить давление на размер заработной платы


Миграция и импорт рабочей силы без сопутствующих интеграционных мер и реструктуризации экономики – это краткосрочные псевдорешения в интересах предпринимателей, аза возникшие при этом сопутствующие проблемы в будущем придется расплачиваться всему обществу. Нам надо отдавать себе отчет в том, что нынешней риторике, характеризующей рынок рабочей силы, присущи популизм и корыстная ложь, и в том, какие у нас в Эстонии имеются возможности, чтобы заставить предпринимательство служить интересам государства и граждан, а не узкому кругу собственников.

Ключевыми понятиями, помогающими оценить происходящее сегодня на рынке труда, являются мизерная зарплата и крайне низкая производительность. При сравнении средних заработных плат в Европейском Союзе мы видим, что Эстония по-прежнему остается страной дешевой рабочей силы. Уровень зарплат с нашими соседями по Финскому заливу различается в три раза, и, конечно, не в нашу пользу.

По данным исследований Wage Researchers Institute, в 2015 году средняя месячная зарплата работников с полным рабочим временем составляла в Финляндии 3 386 евро, в государствах Европейского Союза в целом - 2 166 евро и в Эстонии - 1 117 евро.

По уровню зарплаты Финляндия среди европейских государств занимала восьмое место, отставая от Бельгии, Нидерландов, Ирландии, Люксембурга, Норвегии, Швейцарии и Дании. Самая высокая средняя заработная плата была в Швейцарии – 6 229 евро в месяц, самая низкая в Румынии – 360 евро. Средний темп роста зарплаты в Финляндии в 2007 – 2015 гг. составлял 3,3% в год, а реальной зарплаты - 1,2%. В других Северных странах зарплаты повышались еще больше, т.е. давление на зарплату сделало предпринимателей наших соседей втрое более щедрыми, чем наши. Почему же давление на зарплату не может стать стимулятором нашей экономики, а не проблемой, как нам все время пытаются представить?

В последнее время не говорится ничего предосудительного о ралли зарплат, поскольку, продолжая давление на зарплату, Эстония смогла бы покинуть бы унизительную позицию государства с дешевой рабочей силой. Конечно, тогда бы снизились доходы предпринимателей, жаждущих сверхбыстрой прибыли. И именно здесь кроется причина, почему с обвинениями местной рабочей силы в лени и глупости, вопреки законам ввозится дешевая рабочая сила, навыки и уровень образования которой хуже местной, но которой можно платить меньше, при желании и «в черную», а если удастся, то и вообще не платить, поскольку она находится на полулегальном положении и беззащитна. К тому же о социальных гарантиях дешевых сезонных рабочих тоже не надо беспокоиться.

С импортом иностранной рабочей силы связано и растущее беззаконие. Дело не только в отсутствии разрешений на работу, но и в массовом нарушении Закона о языке. Почему за недостаточное знание эстонского языка по поручению префекта увольняют 20 лет проработавшего таксистом Константина из Ида-Вирумаа, когда приехавший за лучшей жизнью из Сомали Ибрагим, крутя баранку в фирме Вolt, прекрасно обходится английским языком, а разносчик еды из фирмы Wolt, приехавший из Анголы довольствуется общением с клиентами на языке банту? Почему здесь спокойно допускается нарушение закона? Или у нас законы действуют выборочно?

Экономику спасут более высокая производительность и образование


На самом деле, в Эстонии не было бы потребности в иностранной рабочей силе, если бы была запущена стабильная программа переобучения, которая привела бы на рынок труда заброшенную молодежь и оставшихся без работы жителей Ида-Вирумаа. Давно пора прекратить покровительствовать не механизированному и не роботизированному с низкой добавочной стоимостью производству и переформировать всю экономику на основе науки, производительности и автоматизации, достойных 21-го века.

Крайне близоруко и безответственно поддерживать ввозом иностранной рабочей силы дельцов, стремящихся к приобретению сверхприбыли, заинтересованных в существовании рынка рабов. Стыдно говорить о европейских ценностях, одновременно наблюдая сквозь пальцы, как предприниматели переносят производство в страны, в которых дозволяется платить смехотворные зарплаты, не заботиться о социальных гарантиях, не решать проблемы сохранения окружающей среды. Эти путем следуют и наши предприниматели. Куда подевалось наше швейное производство? В Юго-Восточную Азию. Теперь нам угрожают тем, что если мы не примиримся с низкими зарплатами, к нам завезут рабочих с Украины. Ежели мы этого не позволим, обещают перевести все в страны с дешевой рабочей силой.

Неограниченный ввоз иностранной рабочей силы – это следование колониальной культуре, с использованием новых, более цивилизованных, но столь же жестоких методов. Этому сопутствует унижение людей, живущих здесь, на родине, нарушение стабильности государства, навязывание своей воли через политическое лоббирование. Неужели мы хотим, чтобы в Эстонии царила такая культура предпринимательства, при которой предпринимателям разрешается блистать на фоне мизерных зарплат вчерашнего уровня?

Последний рапорт Европейской комиссии видит в качестве существенного средства повышения конкурентоспособности экономики улучшение образования, прежде всего, технического. Большинство развитых европейских страны с высоким уровнем заработной платы следует этим рекомендациям. В рапорте утверждается, что если в 2015 году число работников в них, получивших техническое образование, составляло 35 процентов, то к 2060 году их удельный вес в Европе достигнет 59 процентов. Указывается, что особую важность приобретает тесное сотрудничество системы образования с предпринимательством и учет состояния рынка труда. В рапорте содержится предупреждение, что углубление технологического, научного и экономического отставания Европы может привести к эмиграции, сопоставимой по своим масштабам с эмиграцией в США в 19-м веке. Рабочий, соглашающийся на низкий уровень заработной платы, льет воду на мельницу отставания, и тем самым - на упадок в Европе.

Эти истины действительны и для Эстонии. Если мы будем слепо повторять заученные слова о необходимости заполнить свои города и деревни чужестранной рабочей силой, то зайдем в тупик, из которого нас не вытащат ни туннель в Хельсинки, ни Rail Baltic, ни какие-либо другие напоминающие БАМ политтехнологические сооружения.

Мы больше не можем ждать, нам нужно вылезать из менталитета нищенских зарплат и рабского труда.

Наступило время начать действенную профессиональную реформу, которая обеспечит обучение нужным нам специальностям. Время отказаться от развития предприятий, производящих низкую добавочную стоимость, и переходить на производство на научной основе. Нам не угрожала бы нехватка рабочей силы, если бы предприниматели отказались от погони за сверхприбылью и начали инвестировать в роботизацию и внедрение новых технологий. Эта реплика направлена и в сторону правительства – стоит задуматься, дарить ли деньги на киносъемки или выделять необходимые суммы на развитие науки. Украинские сборщики клубники, румынские сварщики и разносчики еды из Уганды не спасут экономику Эстонии, на это способно лишь основанное на науке, учитывающее долгую перспективу, сдерживающее корыстолюбие предпринимательство.

Эстония не нуждается в иностранной рабочей силе, просто местным Яану, Ивану, Урве и Ольге нужно предоставить интенсивную и хорошо оплачиваемую работу. Это столь же важно, как и выделение 2% ВВП на государственную оборону.

Эстония стоит на перепутье – оставаться ли, став жертвой настроений временщиков, развивающейся страной с дешевой рабочей силой, эксплуатирующей иностранных рабочих и ручной труд, или прекратить сетования на нехватку рабочих рук и дать своим гражданам и постоянным жителям гарантии, что давление зарплаты улучшит жизненный их уровень, а деятельность по развитию принесет плоды и новые высоты качества жизни.