Колонке известного юриста-правозащитника Сергея Середенко — «Политкорректору» (ПК), выходящему еженедельно на интернет-портале BaltNews.ee, исполнился год. В годовщину ПК Сергей Николаевич сообщил: «собираюсь на Марш мира. Пока бесплатно».

С.Середенко

С.Середенко:

— «Политкорректору» — год. Без отпусков. Повод подводить итоги и просить прибавки жалования. Ни того, ни другого делать не буду, потому что издателя Александра Корнилова только-только отпустили из полиции под подписку о невыезде, а итоги… так ПК сам по себе итог. Недели. Единственное, что меня постоянно удивляет, так это то, что по правилам Колизея я давно уже должен был бы быть выкинут на свалку. Потому как количество поднятых вверх графических больших пальцев под текстом всегда меньше, чем опущенных вниз. Удивляет постоянство. Если так не нравится – зачем читаете? Впрочем, не удивлюсь, если узнаю, что работа у людей такая. Всё, задуваю одинокую свечку на торте.

На прошлой неделе я признался в определённом чувстве стыда за то, что антивоенное движение в Прибалтике затеяли… немцы. Друзья не дали пропасть, и тут же привлекли меня юристом «Марша мира», который состоится 10 сентября. Давайте сделаем там много нас. Вариант – зайти в группу в Facebook. Место сбора – 11.30 у прудов Шнелли напротив Балтийского вокзала в Таллине. Официальная цель марша – «выражение недовольства в связи с растущей милитаризацией Восточной Европы». Так и написано в уведомлении о регистрации марша, которая прошла пока гладко. Возможные препоны со стороны полиции и таллинской мэрии, с которыми пришлось столкнуться во время проведения Бессмертного полка, учтены: организаторов – трое, а не один, и маршрут – пешеходный. Что, разумеется, не гарантирует от других фантазий правоохранителей. Давайте придём! Тем более что марш будет международным.

Чтобы как-то подбодрить сомневающихся или забывших о том, как и зачем выходить на Марш мира, приведу слова Стивена Коэна, который сказал: «НАТО - это не Ассоциация военных пенсионеров, а альянс обеспечения безопасности. С американской точки зрения должен быть лишь один критерий принятия в ряды НАТО: повышает ли или снижает это принятие безопасность США? Это уменьшает нашу безопасность из-за нескольких причин: во-первых, такие страны, как, например, Балтийские страны, не соблюдают нормы и нарушают гражданские права русскоязычной части населения. И не обращают внимания на критику по этому поводу, они просто игнорируют ее. «Мы ведь члены НАТО, что Россия может нам сделать?» Они щелкают медведя по носу, а потом бегут прятаться за спину дяди Сэма. Это опасно, это провокационно».

Время для Марша мира выбрано удачно, потому что Эстония занята - в очередной раз пытается выжать из себя президента. Пост этот придуман в Эстонии бездарно, поэтому каждый раз перед выборами президента встает вопрос о его «всенародном» избрании или хотя бы создании иллюзии этой «всенародности». Часть своих критических замечаний я уже публиковал, поэтому поделюсь теми мыслями, которые раньше в голову не приходили. В случае, если президент не избирается в Рийгикогу, т.е. в случае, если парламентские партии не смогут договориться (а такое случается постоянно), президента по закону избирает т.н. коллегия выборщиков – Рийгикогу + «совет федерации». Последний состоит из коллектива представителей от местных самоуправлений - по одному от каждого. Что должно обеспечить если не «всенародность», то движение к ней. Закон о местных самоуправлениях говорит о том, что этого выборщика избирает собрание местного самоуправления. И это всё, что говорит закон. Т.е. депутаты определяют этого выборщика, но за кого он будет голосовать – его личное дело. Причём тайное, т.к. голосование – тайное. В результате город или волость просто не в курсе, за кого они «проголосовали». Такая вот «всенародность» по-эстонски…

Выборы президента в Эстонии только называются выборами, потому что никто из кандидатов никакой программы предложить не может по определению – компетенция президента не позволяет. Но попытки есть, особенно у кандидатов от ультранационалистической IRL. Обнаружил у себя в почтовом ящике агитку Аллара Йыкса, получившего поддержку стремительно теряющей популярность IRL. Каждое слово в этой агитке – музыка. «IRL хочет построить Эстонию, в которой и через 25 лет будут проводиться певческие праздники на эстонском языке. Аллар Йыкс как в качестве судьи, так и в качестве канцлера права доказал, что стоит на страже конституции Эстонской Республики и исходит в своей деятельности из продолжения Эстонского националистического государства».

Для любителей корректных переводов: перевод правильный. Эстонский термин rahvusriik должен переводиться именно как националистическое, а не национальное государство. Поскольку в термине «национальное государство» основу составляет «нация» - термин, которым эстонцы практически не оперируют. В термине «национальное государство» (nation state) нация понимается в политическом смысле, как коллектив граждан, а не в этническом, как коллектив эстонцев или маори. Слово же rahvus означает исключительно национальность, этничность. История с масштабной кражей гражданства у русских не даёт эстонцам возможности (и желания, по всей видимости) оперировать «нацией», а для «коллектива граждан» придуман другой термин – kodanikkond. При этом эстонцы старательно продавливают мысль о том, что Европейский Союз – это содружество именно rahvusriik. Среди себя – успешно, и друг друга в этом они уже убедили.

Мысль о том, что через 25 лет будет Эстония и в ней будут проводиться певческие праздники на эстонском языке, мне не очень близка, особенно в качестве государственного приоритета. Я хорошо помню 90-е и эстонских тёток с поджатыми, но при этом накрашенными губами, которые собирались «петь». То, что было «праздником песни и танца», как-то трансформировалось в «поющую революцию». Поколение спустя свидомые украинцы сорвали с этой конфетки обёртку и обнажили суть: «Кто не скачет, тот москаль!». Тоже, по-своему, праздник танца…

Возвращаясь к «выборам» президента в Эстонии: при такой институциональной невнятице могли бы помочь т.н. конституционные обычаи. Интересную и свежую попытку предпринял крайне правый еженедельник Eesti Ekspress, который предложил всем главным кандидатам в президенты побыть редактором одного выпуска. Каждому – по одному. Интересно не столько воплощение, сколько сама идея. Надеюсь, приживется.

Очередную злую статью про Прибалтику написал Александр Носович. Статья хорошая, с цифрами и не только: «Кроме количественных показателей есть и качественные. Россия сегодня строит ракеты и самолёты, запускает новые космодромы, открывает новые горизонты возможностей по использованию атомной энергетики. А где «балтийские тигры»? Где их хвалёная инновационная экономика, на практике сводящаяся к выдаче ипотечных кредитов скандинавскими банками? Где их высокотехнологичное производство, которое было прибалтийской специализацией в СССР? Ничего не осталось. Нет электротехнических фабрик и заводов, конструкторских бюро. В советские годы в Латвии был Рижский институт инженеров гражданской авиации. Можно сегодня представить, что нынешняя Латвия строит самолёты?».

Уже второй раз хочу не возразить, а продолжить этого автора. Пару выпусков ПК назад я нарисовал картину того, как и под каким предлогом Эстония откажется платить пенсии своим пенсионерам. Теперь тоже хочу продолжить – про бизнес. Я в нем практически ничего не понимаю, зато разбираюсь в праве. Как выжимать из народа деньги при отсутствии всего того, о чём пишет Носович? Оказалось, что вариантов – масса. Так, на неделе появилась новость о том, что «Закон запретит магазинам бесплатно раздавать прозрачные пакеты». Вот эти самые, маленькие, в рулонах. И причина найдена такая, что спорить с ней – политическое самоубийство: «Известно, что почти 97% загрязняющих окружающую среду тонких пакетов поступают в обращение через магазины, которые раздают их своим клиентам бесплатно». Определена и цена: «Самой суровой мерой в новом законе станет установление минимальной стоимости пакета: от 30 центов до 1 евро». Вот этих маленьких, в рулонах… Но главное тут – введение нового принципа – запрещение законом что-либо делать бесплатно. Прокат тележки – 5 евро, не меньше. Пользование услугами транспортёра перед кассой – 2 евро. Выдача чека – 1 евро… А автоматические двери на входе?

Именно так себя уже ведут банки в Эстонии, причём без всякого закона или договора. Для того, чтобы получить в SEB банке мои деньги наличными, я плачу 2 евро. За «услугу». Выдачу мне моих денег. А еще я плачу за каждое перечисление, которое делаю либо сам, либо мой контрагент, а еще – ежемесячно за «пользование счетом». Не банковской карточкой, а «счетом»!

Идея запрета чего-то бесплатного и привычного может быть с толком использована и Охранной полицией. Например, можно запретить бесплатную правозащитную деятельность. То есть денег можешь не брать, но вот заплатить налоги придется по адвокатским расценкам. Правозащитников и так-то не густо, а тут совсем не останется…

Ну и, под занавес, три околоолимпийские новости. Косово участвовало в Олимпиаде и получило медаль. А РЮО, Абхазия, ПМР, ДНР, ЛНР и Нагорный Карабах в Олимпиаде не участвовали. А Россия не участвовала в Паралимпиаде. Белорусские спортсмены собрались было идти с двумя флагами в знак солидарности, но Международный Паралимпийский Комитетзапретил им нести флаг России. Может, потому, что бесплатно?