Последнее в чем меня можно упрекнуть, так это в ханжестве. Да и современные семиклассники, насколько мне известно, уже давно не «наивные летние дети».
Но все-таки Инна Пыльтсам-Юрьо, Пяртель Пийримяэ и Урсула Вент, составившие учебник по истории средних веков для седьмого класса эстонских школ (История средних веков. Учебник для 7 класса. Часть I, ISBN: 978-9985-2-1765-8) сумели в очередной раз удивить.
Рассказывая об устоях средневекового города, они приравняли профессию проститутки к профессии учителя, а тело женщины, видимо, к товару. Что ж, в этом есть определенная ирония, так как поведение некоторых эстонских учителей истории и впрямь напоминает стереотипные представления о поведении представительниц древнейшей профессии.
— Ну проститутки, и что? — возражает внутренний циник. — Да в школьной литературе проституток этих — на улицу Красных фонарей хватит. В каком там классе Достоевского проходят с его Сонечкой Мармеладовой? Есенин так вообще стихи проституткам читал и хвастался. И это я еще молчу о том, чего дети нахватаются к седьмому классу без помощи школы. И если сериал по вынесенному в эпиграф роману Джорджа Мартина, возможно, посмотрят к этому возрасту не все, то уж фильм «Красотка» – даже скромные отличницы. Не исключено, что вместе с мамами, а то и бабушками.
Мой внутренний циник, конечно, как всегда, прав. Были ведь в средневековых города женщины, предоставляющие платные услуги сексуального характера? Были. Знают дети к седьмому классу о том, что такие женщины существуют? Знают. Так чего шумим, спрашивается? Да какой-то контекст нехороший. Неправильный контекст. Извините за грубость, но из абзаца получается, что торговать п%№?*дой и пирожками — одного порядка вещи. А школьная литература, фильм «Красотка» и даже сериал «Игра Престолов» убеждают нас в обратном. Получается, что составители учебника для 7 класса умудрились быть более циничными, чем Джордж Мартин. Это ж умудриться надо.
— К тому же, они совершили жуткую фактическую ошибку, — мрачно замечает внутренний циник — Проститутки продают не тело, а знания и умения. То есть, работают в сфере услуг. Конечно, есть дешевые, у которых ни зна…
— Да заткнись ты уже!
Извините, но этот внутренний балбес жутко отвлекает. На чем мы остановились? А, все, вспомнил. Размытость норм общественной морали стала едва ли не главным признаком нашего времени. Термины «правильно» и «неправильно» по отношению к этим нормам все чаще заменяются терминами «допустимо» и «недопустимо», ну а такие термины как «прилично» и «неприлично» и вовсе рискуют стать анахронизмами. На этом фоне школа все чаще либо дистанцируется от вопросов, касающихся нравственности, либо подает их как-то выборочно, либо, как в данном случае, умудряется быть циничнее шпаны из подворотни. А современные подростки, несмотря на внешний лоск, по-прежнему нуждаются в ориентирах и идеалах. Хорошо, если ребенок растет в нормальной семье или хотя бы имеет более-менее адекватный круг общения и, что говорится, характер. А если нет?
Подобные учебники, издаваемые с одобрения минобрнауки Эстонии, вряд ли «научат плохому» тех, кто и так к нему тяготеет. Они вредны в первую очередь для неуверенных, несформировавшихся личностей, нередко, замкнутых в себе, нередко, не сумевших занять достойного места среди сверстников/сверстниц. Так как очередной раз говорят им о том, что все плохо. Будь ты хоть юристом, хоть проституткой, без разницы.
К тому же, отношение к любому живому человеку как к куску мяса мерзко само по себе. И школьные учебники, формирующие такое отношение — неправильные школьные учебники. Даже если речь идет о проститутках.
– И то верно. Вот стал бы Сергей Есенин кускам мяса стихи читать? Не стал бы, разумеется.
– Внутренний циник, как ты меня за сегодня достал…