Юлле МадизеЧтобы эстонская и русская молодежь получила одинаковую стартовую позицию, школы в Эстонии могли бы быть в ведении государства и с обучением только на государственном языке. Такое мнение выразила канцлер юстиции Юлле Мадизе во время проходившей в Нарва-Йыэсуу летней школы учителей Эстонии «Права человека и безопасность».

Участники летней школы среди прочих проблем обсуждали расслоение в образовании и возможности совместного обучения эстонских и русских учеников, пишет региональное издание «Северное Побережье».

- Очень популярной оказалась идея общих школ и детских садов – ее поддерживают свыше 60% населения Эстонии, – сказал председатель правления Института по правам человека Воотеле Хансен на основании исследований. – Я учился в школе, где были русские классы, но на отдельных этажах. В 1960-1970-х годах это была довольно распространенная практика.

Член парламента Март Нутт предположил, что когда обучение проводится под одной крышей, но ученики не соприкасаются и не общаются, это никак не содействует интеграции. «Общение должно происходить как на уроке, так и в свободное время – важно, чтобы сложился единый учебный процесс».

Канцлер юстиции Юлле Мадизе размышляла о том, как справляется образовательная система со своей задачей выравнивания общества.

- В Эстонии должно быть единое универсальное образование, и если послушать обсуждения, то все в этом сходятся. Но если присмотреться, выясняется, что существуют отдельные школы, выбирающие учеников, а фактически – родителей, у которых есть время на подготовку детей и готовность делать пожертвования. Во-вторых, существуют школы с русским языком обучения. Так что расслоение в образовании есть и это не согласуется с принципом равенства образования.

Мадизе не находит, что для выравнивания школьного образования следует как-то приземлять так называемые элитные школы, дающие прекрасное образование. «Реально надо подтягивать другие школы. Думаю, что устранение расслоения в образовании должно стать целью».

Непопулярные идеи – в их числе канцлер юстиции назвала два решения: государственная школа и обучение на государственном языке.

- Знаю, что обе идеи крайне непопулярны, но сегодня образование фактически оплачивает государство. Где школы находятся, сколько могут платить учителям и какую среду обучения предложить – по сути, вопрос не местного, а государственного значения. Конституция не запрещает возлагать решение вопросов школьной сети на самоуправления, но и не запрещает лишать их этого права. Было бы разумно, если бы эти решения принимались рационально.

По аналогии, в школах, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, обучение должно вестись на государственном языке, считает Мадизе.

- Это вовсе не означает, что в рамках этой системы нельзя было бы выбирать, к примеру, русское или немецкое культурное направление, то есть единство школьной системы ни в коем случае не должно вести к стиранию национальных, семейных, религиозных и мировоззренческих различий – без них общество стало бы очень ранимым. И все же как в Германии язык обучения – немецкий, а во Франции – французский, так и в Эстонии он должен быть государственным. Отход от языковой сегрегации, скорее, посодействует тому, что все дети получат такую стартовую позицию, которая позволит им всем стать лучшей версией самих себя.

Заведующая отделом общего образования Министерства образования и науки Ирене Кяосаар сказала, что обе идеи заслуживают обсуждения. В то же время она привела пример, который показывает, что общество может не быть к этому готовым.

- Вспоминается, как в уезде обсуждалось слияние русскоязычной и эстоноязычной школы. Крика было много, и наконец обсуждавшие пришли к мнению: хорошо, объединим, построим единое здание, но сделаем так, что в одном крыле будут одни, а в другом – другие, а между ними возведем стену, чтобы они даже на переменах не соприкасались!

В летней школе в Нарва-Йыэсуу «Права человека и безопасность» участвовало около 60 учителей эстонских и русских школ. В течение трех дней участники обсуждали связи образования с правами человека и безопасностью, как достичь уважения прав человека в школе и т.п. Летнюю школу организовали Институт по правам человека и Эстонское общество НАТО при поддержке Министерства образования и науки, Фонда имени Фридриха Эберта и штаб-квартиры НАТО.