Арбузов С.Бывший во времена Виктора Януковича главой Национального банка Украины Сергей Арбузов признал, что создаваемые странами БРИКС финансовые институты способны покончить с т.н. «виртуальной экономикой», когда одними из главных товаров на рынке стали некие ценные бумаги и доллары, не имеющие никакого обеспечения.

Своими соображениями эксперт поделился в авторской колонке интернет-портала BaltNews.ee.

С.Арбузов
:

— Череда финансово-экономических кризисов последних десятилетий показала, что существующая мировая валютно-финансовая система нуждается в переменах. Все более очевидно, что в своем нынешнем виде она не только несправедлива, но и является угрозой.

Слабо поддающаяся регулированию финансовая система, порожденная ведущими государствами мира, раз за разом приводит к кризисам, жертвами которых становятся все остальные государства, производящие реальные товары и поставляющие сырье,эти страны стали заложниками чужих финансовых потрясений — банковских дефолтов и кризисов ликвидности. Это неоправданно увеличивает угрозу экономических кризисов в отдельных регионах и раз за разом ведет к новым волнам глобальных катаклизмов.

В последние годы финансы заняли слишком большую роль в экономике. На сегодняшний день в США в сфере финансовых операций, операций с недвижимостью, оптовой и розничной торговле создается около 50% ВВП. В чисто финансовой сфере в таких странах как США или Великобритания создается около 10% ВВП. Это слишком много.

Безумный, вышедший из-под всякого контроля рост американских производных ценных бумаг, раздача заведомо безвозвратных кредитов и многоуровневая «перепаковка рисков», стали непосредственными причинами глобального финансового кризиса в 2008 году. При этом условия, которые тогда породили мировой катаклизм, не устранены до сих пор.

Причина этого в том, что «экономика пузырей» выгодна финансовому капиталу, имеющему значительное влияние на политику США и других стран Запада. Фактически, получив возможность плодить всевозможные деривативы, финансовый сектор ведущих западных государств присвоил себе право печатать деньги, которые номинированы в долларах США, но не обеспечены ничем. Такая система выгодна американскому капиталу, но она невыгодна остальному миру, поскольку не только усугубляет неравенство, но и порождает проблемы для стран – производителей реальных товаров и поставщиков сырья. «Легкие» деньги раз за разом надувают пузыри, раздувая цены на реальных рынках. А затем, во время кризисов, эти цены так же стремительно рушатся, приводя к дефолтам не только отдельных банков или инвестиционных фондов, но и целых государств, вызывая страдания миллионов людей по всему миру.

Понимая бесперспективность такой модели развития мировой экономики, все громче звучат голоса о необходимости реформ. И страны БРИКС – Россия, Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка сейчас в авангарде движения за построение более справедливой и, что самое важное, более устойчивой мировой финансовой системы. Не случайно и Россия, председательствующая в БРИКС в 2015-2016 годах, стала сейчас одним из главных центров разработки новых правил игры, призванных изменить в интересах всех существующую экономическую систему. Что делать?

Прежде всего, это снижение роли финансовых инструментов, ограничение монополии МВФ и доллара США. Придание большего веса таким реальным ценностям как золото, зерно, нефть. На мой взгляд назрела необходимость в уравнивании в правах реальных товарных ценностей и финансовых инструментов.

В дополнение к расчету международных резервов в соответствии с методикой МВФ, формировать и рассчитывать резервы за счет фондов высоколиквидной товарной продукции, которую страна может добывать или производить и поставлять на экспорт — золото, газ, нефть, зерновые. Сейчас, чтобы пополнить свои резервы, стране приходится продавать товары или сырье, конвертировать средства в доллары США, евро или покупать за них ценные бумаги западных правительств и ведущих финансовых корпораций. Только тогда такие резервы признаются МВФ.

По новой схеме, реальные активы будут иметь не меньше прав, чем мировые валюты. Их можно будет включать в резервы, давать в долг, фактически, использовать как деньги. И это кардинально снизит зависимость развивающихся стран от мировых финансовых центров и от доллара США. Понятно, что такая реформа не вызывает большого восторга в государствах, привыкших получать прибыль только за право печатать виртуальные деньги. Именно поэтому лидерам развивающегося мира – странам БРИКС сейчас приходится разрабатывать собственные механизмы, фактически, создавая свои, альтернативные структуры.

Это, прежде всего, Пул условных валютных резервов стран БРИКС — региональный финансовый механизм в рамках объединения, который будет приходить на помощь в случае возникновения проблем ликвидностью у центральных банков стран–членов БРИКС. А также Новый банк развития БРИКС, призванный стать важным элементом финансовой архитектуры в мире. Возможность в будущем организовать на его базе расчеты в национальных валютах позволит снизить зависимость развивающихся экономик от колебаний курсов доллара и евро.

Пул условных валютных резервов стран БРИКС и Новый банк развития БРИКС – лишь первый шаг к созданию альтернативной мировой финансовой системы, основывающейся на реальных ценностях и свободной от политического диктата со стороны США и их союзников. При этом важно то, что страны БРИКС, инициировавшие изменения, демонстрируют готовность к поиску компромиссов на основе учета интересов всех государств мира. Важно не выиграть геополитическую битву, но приблизить финансовую система к интересам всех государств.