Эстонский блогер Анна: «- У меня серый паспорт! – Что это такое???»Эстонский писатель Каур Кендер так прокомментировал статью этого блогера: «Сделаем закон, что можно отказаться от гражданства Эстонии и взять серый паспорт, паспорт Alien'a. Это rad (англ. «здорово, класс», прим. переводчика). Это круче, чем э-резидентность твоей бабушки».

Ниже перевод статьи блогера Анны с ресурса nihilist.fm на русский язык, опубликованный интернет-порталом BaltNews.ee.

Анна:

Большинство эстонцев не знают, что такое серый паспорт. Позвольте, я объясню это на примере одного среднестатистического диалога:

Я: – У меня серый паспорт. 

Эстонец: – Что это такое???

Я: – Серый паспорт, паспорт иностранца, alien's passport – ну, пришелец я.

Эстонец: – Но… а откуда ты родом?

Я: – Из Эстонии, из Таллина.

Эстонец: – Гм…

Я: – Вот так.

Эстонец: – Но разве это не то же, что российский паспорт?

Я: – Нет, российский паспорт красный… Ну, эстонский теперь тоже красный. Одним словом, серый паспорт означает, что я не являюсь гражданином ни одной страны в мире.

Эстонец: – Но разве ты не хочешь сделать себе эстонский паспорт?

Я: – Ну, я бы хотела, чтобы он был у меня, но мне неохота заниматься бумажной волокитой. Я испытываю стресс, если я должна заполнять какие-то документы, в которых такие вопросы, как то: где я жила до прибытия в Эстонию и нет ли у меня в плане кого-то оккупировать (понятно, что я эмоционально утрирую). А также ещё и тест на знание Конституции. Хорошо, что я, по крайней мере, не должна проходить языковой тест. Я не знаю, мне кажется это всё унизительным. Наверное, это личное, но я ещё с этим не смирилась.

Эстонец: – Ну да, а ты разве не хочешь быть гражданкой Эстонии? Тебе тут не нравится?

Я: – Дело вообще не в том, хочу или не хочу. Если быть честной и позволить себе поупрямиться, то я чувствую, что меня будто бы обидели. Смотри, я родилась в Эстонии, владею эстонским как родным и знаю Конституцию, но я, например, никогда не стану президентом Эстонии, даже если бы я очень захотела. У меня уже от рождения меньше прав, чем у остальных.

Эстонец: – Хреново дело, но у кого-то папа – алкоголик, а мама – шлюха. Смирись.

Я: – Наверное, ты прав.

Эстонец: – А ты вообще хочешь стать президентом?

Я: – И хотела бы, может быть, но я не могу думать об этом, поскольку если буду сильно хотеть, то стану несчастной, ведь знаю, что не стану им никогда.

Эстонец: – Одним словом, сделай себе паспорт и не хнычь. Будь счастлива, что можешь жить в Эстонии. Если не нравится – уезжай в Россию.

Я: – Ну да, только меня там тоже, само собой, никто не ждёт…

Я написала очень обобщённо, но, если быть честной, то такие беседы я вела больше чем пару раз. В целом, я не чувствую, что меня как-то дискриминируют. В большей степени потому, что никто не знает, что я не эстонка, пока об этом не зайдёт речь. Тогда у собеседника глаза делаются круглыми, мол, как же ты так хорошо владеешь эстонским языком??? Я родилась здесь и прожила тут всю свою жизнь, училась в эстонской школе. Я должна была бы очень сильно напрячься, чтобы не говорить чисто на местном языке.

Ладно, я показала своё упрямство, и теперь хотелось бы сказать, почему хорошо то, что у меня серый паспорт. Дело в том, что я могла бы жить с ментальностью вечной жертвы, говоря, насколько ужасна и тяжела наша жизнь, насколько меня обидели, унижают и вообще жизнь противно несправедлива. Но это всего лишь сделало бы меня несчастной, а быть несчастной – это не цель моей жизни. Я выбираю довольствоваться тем, что есть, и смотреть, что я могу сделать в действующих обстоятельствах.

Таким образом, если я не стану президентом, то, как минимум, столь же известной я могу стать, будучи бунтаркой или светской львицей. По-настоящему стильные бунтарки и светские львицы, как правило, столь же любимы и ненавидимы, как президент. И, быть может, бунтарка-львица интереснее и свободнее. Смогу «твитить» слово fuck столько, сколько хочу, и никто не воспримет это плохо – я же бунтарка-львица, чего другого можно было от меня ожидать.

Поскольку я «другая» с рождения, то я очень терпима ко всем остальным людям. Я ведь знаю из первых рук, что значит, когда тебя не принимают, потому что ты – другая. Поэтому я не сую нос в чью-то свободу быть тем, кем он хочет быть. More power to them.

Я училась быть терпимой, прощающей, находчивой и ориентированной на решение проблем. Я должна была делать выбор – буду ли плакать над своей жизнью дальше или стартую оттуда, где я есть, используя то, что у меня есть, что я могу. Если я не могу что-то сделать, то я просто нахожу другой способ, не останавливая движения в желаемом направлении.

Мне всегда было намного проще справляться с ударами, поскольку я делала это всю жизнь.

Я могла бы привести ещё целый миллион причин, почему хорошо то, что я родилась «неравной». Это дало мне столь много, что капризы в первой части моей статьи я на самом деле не воспринимаю всерьёз. Иногда есть настроение покапризничать, как и у всех нас, но, говоря начистоту, сразу после этого я вспоминаю, как много у меня есть благодаря этому.

Несмотря на всё это я хочу, чтобы ни один ребёнок не должен был больше рождаться и жить неравным, и если я стану бунтаркой-львицей, то обещаю сделать во имя этого всё, что будет в моих небольших силах. Я забочусь о будущем наших людей