Депутат ЕП Яна Тоом написала «шпаргалку» эстонскому министру образования и наукиВ минувший четверг, 13 ноября, Министр образования и науки Эстонии Евгений Осиновский направил мэру Таллина письмо с требованием объяснить, почему в школах с русским языком обучения недостаточно хорошо преподают эстонский.

В этой связи депутат Европарламента Яна Тоом указала на то, что г-н Осиновский таким образом решил переложить вину государства за плохое преподавание эстонского языка ученикам русскоязычных основных школ на плечи Таллинской городской управы. Своё мнение Тоом изложила в «шпаргалке», опубликованной на страницах популярного таллинского издания «Столица».

Я.Тоом: шпаргалка министру образования и науки Осиновскому

Сегодня Таллинское горсобрание поддержало ходатайства Таллинских школ с русским языком обучения о том, чтобы они могли сами определять в каком объёме вести преподавание на эстонском и русском языках.

Голосование по этому вопросу конечно не могло не попасть в поле зрения министра образования и науки Евгения Осиновского, который решил именно сегодня подстелить соломку и переложить вину за плохое преподавание эстонского языка ученикам русскоязычных основных школ на плечи Таллинской городской управы. Сегодня министр направил мэру Таллина письмо с требованием объяснить, почему в школах с русским языком обучения недостаточно хорошо преподают эстонский.

Озабоченность министра понятна, и интерес к этому вопросу конечно обоснован. Жаль только, что законов, которые чётко описывают обязанности государства и местных самоуправлений в организации образования, министр, похоже, не читает. Чтение законов на ночь глядя – дело неблагодарное. Я решила облегчить эту задачу и составила для него подборку параграфов законов, которым эта сфера регулируется.

Сразу бросается в глаза, что в пункте закона об основной школе и гимназии, на который ссылается господин Осиновский, обвиняя Таллин в недостаточно хорошем уровне обучения эстонскому языку учеников русских школ, говорится совсем не о местных самоуправлениях - речь о школе. Убедитесь сами:

Статья 21. Язык обучения

(4) В школе или классе, где языком обучения не является эстонский язык, обучение эстонскому языку с 1-го класса обязательно. Школа обеспечивает в таких школе или классе обучение эстонскому языку на таком организационном уровне, который позволял бы выпускнику основной школы продолжать обучение в учебном заведении с эстонским языком обучения.

Зато существует § 58 Закона о правительстве Эстонской Республики, который чётко обозначает сферу ответственности Министерства образования и науки, которым и руководит господин Осиновский:

(1) В сфере ответственности министерства образования и культуры находятся формирование государственной политики в сфере образования, науки, архивного дела и молодёжи, языковой политики, и, в связи с этим, организация начального, основного, гимназического, профтехнического, высшего и дополнительного образования, а также организация сферы образования для взрослых, научной деятельности, архивного дела, работы с молодёжью и молодёжью с особыми потребностями и составление законопректов в этих областях.
(2) В сфере управления министерства образования и науки находятся Языковая инспекция и Национальный архив.

Хочу подчеркнуть, что обязанностью министерства является формирование и проведение в жизнь образовательной политики на всех уровнях.

И в заключение я бы обратила внимание министра образования и науки на самый важный в данном контексте закон. Речь идёт конечно же о Законе об образовании Эстонской Республики, в котором описаны обязанности местных самоуправлений в этой области:

Статья 7. Компетенция местных самоуправлений

(2) Местные самоуправления:
1) составляют и реализуют программы развития образования на своей административной территории;
2) учреждают, реорганизуют и закрывают в порядке, предусмотренном правовыми актами, муниципальные образовательные учреждения и регистрируют образовательные учреждения, учрежденные на их административной территории;
3) обеспечивают хозяйственное обслуживание и финансирование муниципальных образовательных учреждений на своей административной территории;
4) назначают на должность и освобождают от должности руководителей подведомственных им образовательных учреждений;
5) прогнозируют потребность в педагогах, оказывают помощь образовательным учреждениям в подборе кадров;
6) обеспечивают педагогов жильем и другими льготами, предусмотренными правовыми актами;
7) организуют защиту прав детей на условиях и в порядке, предусмотренными правовыми актами;
8) ведут учет детей, подлежащих всеобучу, и обеспечивают контроль за выполнением всеобуча, предоставляют детям материальную и иную помощь, необходимую для выполнения всеобуча, организуют проезд детей в образовательные учреждения и обратно, обеспечивают их в период учебной работы медицинской помощью и питанием;
9) организуют методическое обслуживание образовательных учреждений, дают руководителям и педагогам образовательных учреждений рекомендации по организационно-школьным вопросам;
10) организуют профессиональное информирование детей и подростков и дают им соответствующие рекомендации;
11) ведут учет лиц с ограниченными возможностями и организуют их обучение.

(3) Исполнительный орган муниципальной власти образует в своем составе соответствующее структурное подразделение или назначает на должность соответствующее должностное лицо для составления и реализации программ развития образования на данной административной территории.

То есть, по сути, местные самоуправления, в том числе подвергшийся критике господина Осиновского город Таллин, отвечают за инфраструктуру, коммунальное обеспечение, назначение директоров, слияния – разделения школ, а также их финансовое и хозяйственное обслуживание.

В законе об образовании есть всего два пункта, которые - с большой натяжкой - можно как-то привязать к обвиняющему и требующему ответа письму министра образования и науки мэру Таллина. Это пункт 5 (местные самоуправления прогнозируют потребность в учителях, помогают в их поиске) и пункт 9 (местные самоуправления организуют методическое обслуживание учебных заведений). К сожалению, оба эти пункта вступили в силу только в прошлом году, поэтому слишком рано говорить о результатах, даже если министр видит в них решение всех годами копившихся проблем с качеством образования, предпочитая при этом закрыть глаза на то, какие зарплаты государство положило учителям, и сколько этих самых учителей вообще в Эстонской Республике выпускают.

Но вообще я рада, что министр науки и образования наконец-то высказался. Что с того, что его слова идут вразрез с буквой закона. Ясность - хорошая штука. Теперь мы точно знаем, что господин Осиновский на самом деле думает и знает о вверенной ему области.