А.Заренков Известные юристы-правозащитники - Русский омбудсмен Сергей Середенко и руководитель Правозащитного центра «Китеж» Мстислав Русаков считают, что мотивы взятия под стражу руководителя организации «Эстония без нацизма» Андрея Заренкова имеют откровенно расистский характер. К такому выводу они пришли после знакомства с пояснениями пресс-секретаря Северной окружной прокуратуры Арно Пыдера, который заявил, что «учитывая семейные и другие связи обвиняемого, была опасность того, что он скроется от следствия в России».

Правозащитники считают, что такая аргументация должна быть признана исключительно расистской. «Согласно этой логике, в аналогичной ситуации каждый эстонец будет гулять на свободе, а каждый русский будет сидеть в тюрьме, потому что у каждого из нас есть семейные, а тем более «другие» связи с Россией, а у эстонцев - нет», - сказал Середенко. Мстислав Русаков добавил к этому, что в данном случае налицо косвенная дискриминация по национальному признаку, что Международной конвенцией по ликвидации всех форм расовой дискриминации квалифицируется именно как расизм.

Юристы также напоминают, что это уже далеко не первый случай, когда правоохранительные органы Эстонии применяют в своих решениях расистскую аргументацию. Так, в 2009 году суд установил, что отказ в проведении митинга в парке Хирве члену Ночного Дозора Сергею Тыдыякову со стороны таллинского префекта полиции Райво Кююта был противоправным, т.к. полицейский чиновник аргументировал его тем, что «парк Хирве – это священное для эстонцев место, и проведение там (русского) митинга вызовет недовольство». «Тогда суд первой инстанции еще в судебном заседании разъяснил представителю полиции, что такая аргументация квалифицируется как расистская», - добавил Середенко.

Правозащитники также отмечают, что Андрей Заренков подозревается как муниципальное должностное лицо, а арестован, исходя из аргументации прокуратуры, как видный деятель движения российских соотечественников и просто как русский человек, что сразу придает делу политическое и расовое измерение. По их мнению, непропорциональность меры пресечения и предполагаемого правонарушения очевидна.

Также они сообщают, что через своего адвоката Аллу Якобсон Заренков сообщил, что не считает себя виновным в инкриминируемом ему деянии. После этого заявления в доме у Заренкова был проведен повторный обыск. Сам лидер эстонских антифашистов здоров, спокоен, собран и находится в приличной камере. Скорейшее освобождение Заренкова из-под стражи является на сегодняшний день главной целью как его адвоката, так и правозащитников.