Не далее как в июле месяце этого года на страницах портала «Балтия» уже писалось о том плачевном состоянии в котором находится здание Таллинского русского музея в парке Кадриорг.

Русский музей

Автор заметки с красноречивым названием «История» с Русским музеем Эстонии: Кошмар на улице Койдула» довольно подробно, с использованием фотографий, описал то безразличие с каким столичные власти и тогдашний руководитель целевого учреждения SA Tallinna Vene Muuseum Сергей Иванов относились к историческому наследию города.

Однако, если вернуться на шесть лет назад и перелистать подшивку латвийской газеты ЧАС, то можно отыскать прелюбопытнейше интервью "чистокровного эстонца" Хейго Сахка.

Начинается оно с оптимистичного вступления: Уже пятый год в соседней Эстонии полным ходом идет создание Русского музея - культурного учреждения национального масштаба, пользующегося поддержкой правительства и муниципалитета Таллина. Об истории и перспективах этого начинания «Час» расспросил заведующего Русским музеем Эстонии чистокровного эстонца Хейго Сахка.

Русский музей европейского масштаба

- Как возникла идея создания музея?

- Если копнуть историю, то впервые такая инициатива возникла в 1931 году во время проведения в Историческом музее Таллина общеэстонской выставки русской культуры. Но процесс затянулся до начала войны, а потом все заглохло.

Следующая попытка была предпринята уже в 1975 году, когда в подвале православного собора Александра Невского решили организовать музей русского сакрального искусства. Но это начинание почему-то не устроило теперешнего патриарха Алексия II, тогда как раз заступившего на место таллинского митрополита.

Еще несколько попыток было предпринято в 1990-е годы. Энтузиасты проявляли большую активность, но погорели на том, что не сумели собрать вокруг себя серьезных знатоков музейного дела и исследователей русской культуры.

Учитывая этот негативный опыт, увлеченный идеей создания музея депутат Сергей Иванов пошел другим путем. Ему и группе энтузиастов удалось убедить в нужности этого начинания руководство муниципалитета Таллина, который в 2001 году выделил из городского бюджета 980 000 крон (около 44 000 латов). Тогда же было учреждено бесприбыльное общество «Русский музей» и создан совет из ведущих специалистов по русской культуре.

А в 2003 году под нужды музея город передал обветшавшее историческое здание XVIII века в Кадриорге. Проект его реконструкции будет готов осенью этого года.

Реализация проекта потребует почти 200 млн. крон (около 10 млн. латов). Это как раз тот случай, когда 2/3 этой суммы можно привлечь из фондов ЕС. Если все пойдет по плану, то музей распахнет двери для посетителей летом 2008 года в честь 290-летия Кадриоргского парка.

Открытие всего комплекса мы наметили на 2011 год, когда к Таллину перейдет звание культурной столицы Европы.

- Чем будет заниматься Русский музей Эстонии?

- Мы состоим из трех частей: музей, архив, библиотека. В создании библиотеки нам помогает Национальная библиотека Эстонии. Там будет сконцентрирована вся литература на русском языке, которая когда-либо издавалась в Эстонии. В настоящее время собрано более 5 тысяч книг.

Современную литературу на русском по истории и культуре нам пообещало посольство РФ. Отдельный проект - собрание книг по русской иконописи.

Положено начало архиву семей и деятелей культуры. В фондах насчитывается пять обширных семейных архивов.

Музей ведет работу по четырем основным направлениям. Во-первых, этнографический материал русских сел Сетусского края, Причудья и Принаровья, второй раздел посвящен православной и древлеправославной сакральной культуре, третий - светской художественной культуре. Можно не сходя с места насчитать до 200 имен русских художников, живших и творивших в Эстонии.

Кроме того, к нам относится наследие балтийских немцев, внесших немалый вклад в «большую» русскую культуру. Мы не собираемся их делить с Россией или Германией. Раз уж они имеют отношение к историческим и художественным процессам в Российской империи и связаны с территорией Эстонии - будем отражать жизнь и творчество этих людей.

Эстонцы поддерживают

- На фоне расколотого латвийского общества эстонская история с Русским музеем воспринимается как чудо...

- Культурная политика неизбежно выступает частью «большой» политики. Надеюсь, что эстонские политики извлекли уроки из ошибок 1990-х.

Музей - это не политика, это учреждение культуры, а в культуре не может быть противостояния. Выиграв конкурс на руководство эти проектом, я дал себе зарок: если ты намерен достигнуть результата, то первым делом дистанцируйся от политики - никаких интервью и высказываний на политические темы. Для этого есть Сергей Иванов.

Если говорить об отношении эстонских политиков, то мне ни разу не доводилось слышать, что такой музей не нужен. И русские, и эстонцы поддерживают эту идею.

Личное отношение

- Вы, эстонец, заведуете Русским музеем. Это просто работа или тут присутствует момент душевной склонности?

- Несомненно, второе. Понимание своей культуры невозможно без осознания ее значения в общем процессе, в сопоставлении с соседними немецкой и русской культурой. Современная эстонская - да и латышская - цивилизация формировалась в XIX веке из разных элементов общего процесса. Как только мы об этом забываем, мы теряем это понимание и возможность творчества.

По сути вся эстонская музыкальная традиция происходит из консерваторий Москвы и Санкт-Петербурга. То же касается живописи. Абсурдно представлять, что в один прекрасный день эстонец проснулся и решил, что будет художником. Это был сложный и долгий процесс. И в Эстонии, и в Латвии.

И еще один момент. У нас в Эстонии, а порой и в Европе, иногда проявляется стремление рассматривать себя и окружающих как застывшее явление. Выбирается какой-то момент прошлого и говорится: вот это мы и есть. При этом забывается, что все находится в движении, что я уже не тот эстонец, что воспитавшая меня бабушка, и даже не мои родители.