Тартуский мирВ проекте, посвященном 90-летию со времени установления дипломатических отношений России и Эстонии, помещаются материалы, которые содержат биографические и иные сведения, связанные с российскими дипломатами, в разное время работавшими в Эстонии в период с 1920 по 1940 год и с 1992 года по настоящее время. Автор идеи и составитель Михаил Петров.


Клышко Николай Клементьевич


Доступные биографические данные о Н.К.Клышко крайне скудны, отдельная фотография не разыскана.


Известно, что Николай Клементьевич Клышко (фото 4) родился в 1880 году в Вильно. С 1904 состоял в РСДП(б). (Здесь и далее использованы данные ресурса «Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898-1991», дополненные из других источников.) С 1907 по 1917 год Клышко находился в эмиграции, где жил в Великобритании. Сведения о его деятельности в период с 1917 по лето 1919 года имеются в книге 3иновия Савельевича Шейниса «Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек»:


«В субботние дни Литвинов часто гуляет по притихшим улицам или идет в гости к семье Клышко, с которой он сблизился в то время. Николай Клышко – профессиональный революционер, поляк по национальности, давно живет в Лондоне, эмигрировал из России, после II съезда стал на сторону большевиков. Клышко устроен лучше многих других эмигрантов. Имеет хорошую должность в фирме «Виккерс», прилично зарабатывает, женился на англичанке. Филис – высокая, рыжая, очень красивая женщина.


Жили Клышко на Хай-стрит, в Хемпстэде, в обычной английской квартире из соединенных лестницей четырех комнат: две вверху, две внизу. Литвинов приносил несколько бутылок любимого пива, Филис приготавливала бифштексы. Беседа затягивалась до полуночи. Литвинов и Клышко говорили по-русски, чтобы не посвящать Филис в партийные дела. Литвинов уже был секретарем Лондонской группы большевиков и держал в своих руках связь русских эмигрантских организаций в Англии не только с Россией, но и со всеми эмигрантскими большевистскими колониями в Европе и Америке.<…>


После возвращения Литвинова из Женевы к нему на Монингтон Крезонт пришли супруги Клышко. Литвинов не ждал их, к нему вообще в те годы никто не ходил. Литвинов был смущен и даже рассердился, что его не предупредили. Филис была шокирована видом конуры, в которой жил Литвинов, и тут же предложила ему переехать к ним на Хай-стрит, в Хемпстэд. Здесь же состоялся «семейный совет». Клышко подтвердил предложение Филис. Через некоторое время Литвинов переехал на Хай-стрит. Сразу же сообщил Ленину свой новый адрес.<…>


Последняя осень перед мировой войной даже для Лондона выдалась необычайно туманной и дождливой. Было сыро и неуютно. После переезда к Клышко на Хай-стрит Литвинов чувствовал себя лучше, почти исчез бронхит, мучивший его последнее время. Но жизнь под покровительством Филис имела и свои неудобства. Опытнейший конспиратор, Литвинов тщательно скрывал свои партийные связи, переписку с Заграничным бюро большевиков. Теперь письма он получал на Хай-стрит, и Филис, не лишенная любопытства, как и всякая женщина, слишком внимательно разглядывала конверты, приходившие на его имя. Да и опекала она своего «постояльца» слишком назойливо: то предложит завтрак не по карману Литвинову, то вдруг проявит интерес к его гардеробу, заставляя купить новое пальто, а у него лишь одни пенсы в кармане».


Первое после 1917 года упоминание о Клышко появляется в связи с его работой заместителем заведующего Госиздатом РСФСР. 27 августа1919 года он направил в литературно-художественный отдел издательства запрос: «Государственное издательство просит срочно дать заключение об имеющейся у Вас рукописи Есенина «Звездное стойло», принятой издательством В.Ц.И.К.». Видимо, получив положительный ответ, 3 сентября1919 года Клышко отдает распоряжение главному бухгалтеру издательства М.И.Быкову: «Составить счет, представить на утверждение и уплатить». (С.А.Есенин ПСС, Т. 2, 297, 298.). В мае 1919 года от издательства ВЦИК Госиздатом Есенину был выплачен аванс за книгу «Звездное стойло», в размере 6000 руб.


С Сергеем Есениным будет связан еще он будущий полпред в Эстонской Республике – Леонид Старк. Есенин даже посвятит Старку стихотворение 1918 года «Небесный барабанщик».


В 1920 году Клышко назначен полномочным представителем РСФСР в Эстонской Демократической Республике. Видимо, в этой должности Клышко находился всего несколько дней, поскольку Юрьевский (Тартуский) мирный договор был заключен 2 февраля 1920 года, а уже 11 февраля торговым и полномочным представителем назначен Исидор Гуковский. По всей видимости, Клышко какое-то время оставался в Эстонии в распоряжении И.Э.Гуковского. (О «клышковцах» подробнее смотри: Г.Соломон. Среди красных вождей. Т.2.) После работы в Эстонии Николай Клышко числится сотрудником Наркомата внешней торговли РСФСР.

 
С марта 1920 по 1921 год Клышко член делегации на переговорах о заключении торгового соглашения с Великобританией, он ближайший помощник и переводчик главы делегации Л.Б.Красина. В литературе высказывается мнение, что Клышко был приставлен ВЧК для наблюдения за Красиным в ходе переговоров. О.Гордиевский и К.Эндрю ссылаются на то, что в докладе британской спецслужбы говорилось, что сразу же по прибытии в Англию ближайший помощник и переводчик Красина сотрудник ЧК Н.К.Клышко вступил в контакт с «коммунистическими элементами». Г.А.Соломон предполагал, что Клышко был подлинным руководителем делегации в Лондоне. (См. Олег Гордиевский, Кристофер Эндрю. КГБ; О'Коннор Т.Э. Инженер революции. М.1993 O'Connor Т.Е.Engineer of Revolution. Lnd. 1992. См также Л.Красин. Письма жене и детям. 1917-1926.) Позже Клышко был сотрудником советского полпредства в Лондоне.


С 1923 года Н.Клышко назначен начальником Экспортного отдела Народного комиссариата внешней торговли РСФСР, а затем СССР. С 1924 по 1926 годы он – торговый представитель СССР в Китае. В начале тридцатых годов Клышко находится на ответственной работе в ВСНХ. 


Заведующий Производственным отделом «Союзснабосоавиахима» Н.К.Клышко, проживавший по адресу Москва, Вишняковский переулок, д.27, кв.15, был арестован 2 сентября 1937 года по обвинению в участии в антисоветской террористической организации. По постановлению Военной коллегии Верховного Суда РСФСР/СССР (ВКВС) расстрелян 9 октября 1937 года и, предположительно, захоронен на кладбище Донского монастыря. Реабилитирован 11 августа 1956 года.