В январе-феврале 2011 года исполняется 90 лет со дня фактического установления дипломатических отношений между Россией и Эстонией. Юрьевский (Тартуский) мирный договор 1920 года в статье XV предусматривал, что дипломатические и консульские отношения будут установлены отдельным соглашением.

 

Тем не менее, один из членов делегации — Н.К.Клышко стал торговым и полномочным российским представителем в тот же день, когда был подписан договор, т.е. 2 февраля 1920 года. Однако уже 11 февраля обе должности были переданы И.Э.Гуковскому. На фотографии запечатлен момент переговоров в Тарту. Бритые затылки слева – эстонская делегация, справа – делегация российская.

Увеличить 

Над столом склонился Исидор Гуковский, справа от него Адольф Иоффе, слева (в очках) Николай Клышко, на переднем плане – Вера Сольц.

      
История дипломатических отношений между  Россией и Эстонией в начале ХХ столетия полна загадок. Вот, например, одна из них. Взгляните на фотографию первого листа мирного договора, сделанную известным эстонским фотографом Парикасом. Обложку украшают подписи членов и технических сотрудников обеих делегаций.

Увеличить

Внизу есть пометка о том, что надписи сделаны в 12 часов 45 минут 2 февраля 1920 года в Тарту. В левой верхней части вы обнаружите подписи членов эстонской делегации Поска, Пююмана, Сельяма, Соотса, и других.

      
В правой части документа есть подпись руководителя Российской делегации А.Иоффе, военспеца Ф.Костяева, члена делегации Н.Клышко, переводчицы В.Сольц и даже сотрудника РОСТА Михаила Левидова, но нет подписи второго лица в делегации — Исидора Гуковского. Если присмотреться внимательнее, то обнаружится, что подпись Гуковского между подписями Иоффе и Костяева стерта с обложки документа. От нее сохранились лишь следы заглавной буквы «Г», буквы «у», «к», «и», а также обратный горизонтальный росчерк. Вместе с подписью Гуковского исчезли еще две подписи – ниже подписи Костяева и выше подписи Клышко. 

Увеличить

Кто стер подписи с обложки документа  — загадка, вероятно, каким-то образом  связанная с именем Исидора Гуковского, который совмещая должности полпреда и торгового представителя начал свою бурную торговую деятельность с широкой распродажи «бриллиантов для диктатуры пролетариата». На его личных банковских счетах оседали гигантские суммы, которые после его смерти безуспешно пытался вернуть России Максим Литвинов.

     
С Максима Литвинова начинается официальная  история дипломатических отношений между Россией и Эстонией. Исполняющий обязанности полномочного представителя РСФСР М.Литвинов вручил верительные грамоты Государственному старейшине Эстонской Демократической Республики Константину Пятсу 13 января 1921 года. Месяц спустя, 14 февраля посол Эстонской Республики Тынис Варес вручил свои верительные грамоты в России.

      
ГуковскийСудьбы  российских полномочных представителей и поверенных в делах, работавших в Эстонии в 20-30-х годах, сложились  вполне по законам времени — трагически. Исидор Гуковский умер в 1921 году при  весьма сомнительных обстоятельствах. Ходили упорные слухи о том, что его отравили по приказу Сталина, чтобы скрыть валютные и бриллиантовые авантюры членов большевистского правительства. В 1937 году полпред в Греции Михаил Кобецкий отозван в СССР, арестован и 28 апреля 1937 года расстрелян. Бывший полпред Николай Клышко арестован 2 сентября 1937 года и 9 октября расстрелян. 

 

Бывший полпред Леонид Старк арестован в Тбилиси и 15 сентября 1937 года расстрелян. Бывший полпред Александр Гамбаров арестован 17 июня 1937 года, осужден к «10 годам лишения свободы без права переписки» и расстрелян 12 ноября 1938 года. Во Франции при невыясненных обстоятельствах 12 сентября 1939 года бывший полпред Фёдор Раскольников выпал из окна госпиталя и разбился насмерть. Бывший поверенный в делах Юрий Мальцев был расстрелян 28 июля 1941 года.

      
26 сентября 1937 года постпред РСФСР  Алексей Устинов скоропостижно скончался в Таллине. Достоверных сведений о месте рождения, а также о дате смерти Адольфа Петровского не обнаружено. Кузьма Никитин внезапно пропал из Таллина летом 1940 года. Возможно, он также был репрессирован. По некоторым сведениям Никитин дожил до 1965 года. Владимир Бочкарев погиб 28 августа 1941 года на затонувшем в бою крейсере-миноносце «Володарский». И лишь Максим Литвинов умер в своей постели 31 декабря 1951 года в Москве в статусе пенсионера союзного значения.

      
Обращает  на себя внимание, что среди репрессированных полпредов большой процент, так называемых востоковедов. А.Гамбаров — ректор Московского института востоковедения им. Нариманова и заведующий сектором страноведения. В списке репрессированных востоковедов имя Л.Старка, работавшего полпредом в Грузии, Афганистане и уполномоченным НКИД СССР при СНК ЗСФСР. Н.Клышко – постпред в Китае. Ю.Мальцев – консул в Кобе (Япония) и в Сеуле (Корея). Раскольников — полпред в Афганистане и заведующий Восточным секретариатом Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала. М.Кобецкий — полпред в Греции и Албании. А.Устинов – уполномоченный НКИД СССР при СНК Грузинской ССР.

      
Впрочем, возможно и другое объяснение: дипломатов связывала работа в Эстонии — «валютно-бриллиантовый трафик для диктатуры пролетариата». Там, где золото, бриллианты и валюта всегда отчетлив запах крови.

      
В проекте, посвященном 90-летию со времени установления дипломатических отношений России и Эстонии, будут помещены материалы, которые содержат биографические и иные сведения, связанные с российскими дипломатами, в разное время работавшими в Эстонии в период с 1920 по 1940 год и с 1992 года по настоящее время.